ПРОИЗВОЛ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ, КАК ОТ НЕГО ИЗБАВИТЬСЯ
„ … Мы разработали кучу нормативов на ремонтные работы в дополнение к действующему сборнику, к этому приложили целый короб расчетно-аналитических обосновывающих расчетов и все это сдали в Росстрой …”Наш собеседник — президент Некоммерческого партнерства «Межрегиональное содружество сметчиков», кандидат экономических наук, почетный строитель России Игорь НОСЕНКО.
— На IV Всероссийской конференции инженеров-сметчиков прозвучала мысль, что период безвластия в сметном нормировании и ценообразовании кончается, поскольку в Минрегионразвитии России создается профильный отдел. Это, конечно, на ранг ниже, чем Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве, существовавшее когда-то в Госстрое России. Но все равно лучше, чем ничего. А как относитесь к этому вы, Игорь Юрьевич? И действительно ли период безвластия заканчивается?
— Я был и остаюсь не просто сторонником, а горячим сторонником государственного регулирования в сметном нормировании и ценообразовании. И мотивация у меня очень простая: менталитет народа еще не созрел для полного перехода на рынок. Нас слишком долго учили лукавить, а это вошедшее в плоть и кровь качество очень трудно изжить за какой-нибудь десяток лет. На многочисленных семинарах мне приходится отвечать на различные вопросы. И вот что я заметил: заказчики спрашивают, как сделать смету поменьше, а подрядчики как сделать побольше. И когда я им объясняю, как сделать смету правильно, — и те, и другие обижаются. Им не надо правильно, они хотят доказать свое.
На Западе отношение к делу другое. Как-то одна датская строительная фирма получила подряд в Выборге. Она пригласила на субподряд фирму из Санкт-Петербурга, с которой уже имела опыт сотрудничества. Питерцы представили развернутую смету на порученные им работы. Датчане посмотрели и говорят: вот здесь вы расценку завысили и очень сильно, придется срезать, а вот тут у вас заложено слишком мало, вам не хватит на покрытие затрат, давайте увеличим. Будет ли наш заказчик действовать подобным образом? Конечно, нет. На завышение затрат по какой-то статье он укажет подрядчику, а обнаружив занижение — промолчит.
В сметном деле понятия «много», «мало» — это самый тонкий, но и самый важный нерв сметного дела. И потому очень важна работа без лукавства. Этого у нас пока нет.
Многие сравнивают сметчика с бухгалтером, а то и с оценщиком. Вроде похоже, поскольку все они имеют дело с недвижимостью. На самом деле разница между ними огромная: бухгалтер считает прошлое (то есть деньги, которые уже потрачены), оценщик — настоящее. Мы же считаем будущее. Что труднее?
— Будущее.
— Правильно. А что интереснее?
— Тоже будущее.
— Вот и не надо принижать сметчика до уровня бухгалтера. Я не хочу обидеть бухгалтеров, их труд вызывает уважение. Но работа сметчика — это все-таки нечто более высокое. К примеру, бухгалтер не пользуется понятием принципа усреднения, а сметчик без этого просто утонет в своих расчетах.
Пока у нас сохраняется менталитет, выстраданный и сложившийся за долгий советский период, нам необходимо государственное регулирование и государственное управление во многих сферах хозяйственной жизни. И только со временем возможен плавный переход к уменьшению роли государства. Никаких резких движений! Вы попробуйте резко выдернуть водолаза с глубины — да он тут же умрет от кессонной болезни.
Но вернемся к сметному нормированию и ценообразованию. В свое время в Росстрое был соответствующий отдел (я был заместителем начальника этого отдела). Потом его ликвидировали. Видимо, посчитали ненужным. Я не стал цепляться за чиновничью должность и организовал собственное дело. А с Росстроем мы договорились о сотрудничестве в сфере разработки нормативов и расценок. Добрым договоренностям не суждено было воплотиться в жизнь. И не по нашей вине. Мы разработали кучу нормативов на ремонтные работы в дополнение к действующему сборнику, к этому приложили целый короб расчетно-аналитических обосновывающих расчетов и все это сдали в Росстрой. Прошло два года — ни ответа, ни привета. Мы разработали Сборник норм на ремонт магистральных газопроводов и передали его Росстрою. Результат тот же. Газпром утвердил эти нормы в качестве отраслевых и давно ими пользуется. Мы подготовили проекты методических указаний по индексации, по определению стоимости машино-часа строительных машин и механизмов. Попробуйте догадаться, как отреагировал на них Росстрой.
— Молчит?
— Молчит.
— И молчит, видимо, потому, что Положение о Росстрое не обязывает это агентство заниматься сметными нормативами. Хотим мы того или нет, но возникает ситуация, выход из которой подсказывал один из гоголевских персонажей: если проблему не решают, то она как-нибудь сама рассосется. Однако программная строительная практика не может, разумеется, следовать этому совету. По какой же дороге идти к совершенствованию сметного дела?
— Надеюсь, что создаваемый в структуре Минрегионразвития России отдел займет более активную позицию. Многое следовало бы обсудить всем профессиональным сообществом сметчиков. Прежде всего надо выработать концепцию развития сметного нормирования и ценообразования в строительстве. И сделать это надо до очередного перехода на новую сметно-норматив-ную базу.
— А что - возникли уже какие-то принципиальные затруднения в сметном деле?
— Конечно, возникли. На конференции инженеров-сметчиков я призвал своих коллег: давайте проанализируем то, что у нас есть, и попытаемся определить, как действовать дальше. Вот один из примеров. Была
реализована идея расшифровки статей «прочие материалы» и «прочие механизмы». Хорошо ли это? С одной стороны, расчеты затрат как будто становятся более точными. А с другой — приходится тратить уйму времени на выяснение того, какие механизмы подрядчик применяет и на сколько сотых долей процента увеличатся или уменьшатся от этого затраты. Налицо нарушение принципа усреднения. Есть такое понятие, как ресурсно-ранжирный метод расчета: 20 процентов всей номенклатуры, скажем, применяемых материалов, «тянут» на 80 процентов сметной стоимости этих материалов, а остальные 80 процентов номенклатуры вносят лишь 20-процентный вклад в стоимость. Надо ли заниматься этими остальными материалами с такой же скрупулезностью и тщанием, как с первыми и наиболее весомыми?! Нас на это просто не хватит. Логичнее было бы заниматься основными материалами, а затраты по остальным учитывать в процентной доле от основных. Это соответствовало бы принципу усреднения.
союзных республик) при его Отделе ценообразования и сметного нормирования действовала рабочая группа, в которую входил и я. Нас регулярно собирали для обсуждения различных концептуальных да и просто сложных вопросов. При нынешнем Росстрое тоже была создана рабочая группа по ценообразованию и сметному нормированию, ее состав утвержден приказом руководителя Росстроя, он же ее и возглавил. Беда лишь в том, что нас, членов рабочей группы, ни разу не собрали...
Я со своими командами готов бесплатно разработать проект концепции развития сметного нормирования и ценообразования в России, поскольку мне небезразлично это дело, которому я посвятил всю жизнь. А доводить концепцию до ума надо, конечно, всем вместе, собрав в рабочую группу лучшие мозги. Но пока что все эти предложения не востребованы официальным органом, о чем свидетельствует неудачный опыт сотрудничества с Росстроем.
Проблем-то у нас предостаточно. К примеру, проблема укрупненных расче-
Потом приходили разработчики документа, мы вместе разбирались в спорных деталях, исправляли ошибки. Это нормально. В споре рождается истина.
— Игорь Юрьевич, вы упомянули в начале разговора, что Газпром утвердил разработанный вами Сборник норм на ремонт магистральных газопроводов в качестве отраслевого документа. Тем самым он сделал нормы легитимными. На конференции инженеров-сметчиков говорилось и о другой возможности: сборники норм могут утверждаться региональными властями, и тогда они становятся легитимными на территории субъекта Федерации. Неужели не проще давать путевку в жизнь новым нормативам и расценкам сразу для всех, как это делал Госстрой России? Или некому этим заняться?
— Действительно, этим никто не занимался. Это и называется безвластием в сметном нормировании и ценообразовании. Против чего я и выступаю.
Строго говоря, легализация нормативов декретами региональных властей не совсем безупречна. В указаниях по при-
— А официальным документам?
— Методику надо менять. Кстати, официальные документы допускают и тот, и другой подход. При Госстрое СССР так и было. Я ведь не изобретаю паровоз, а лишь предлагаю вернуться к тому, что было в сметно-нормативной базе 1984 года, к обоснованной системе.
В базе 1984 года накладные расходы исчислялись в процентах от прямых затрат, сейчас исчисляют от фонда оплаты труда. Что лучше? Специалисты знают: чем меньше знаменатель, тем больше величина погрешности. Погрешность определения накладных расходов сегодня выше, а это влияет на жизнь и деятельность подрядных организаций. Более того, на предпроектной стадии от фонда оплаты труда невозможно что-либо посчитать, поскольку величина фонда неизвестна, а многие нормативы привязаны именно к нему. Просто удивительно: все знают, что расчет невозможен, но никто не пытается изменить двусмысленную ситуацию! Обманываем самих себя.
У нас совершенно нет «правил игры» по определению стоимости пусконаладочных работ. Раньше пусконаладка в капитальных затратах не учитывалась, лишь в порядке исключения часть затрат иногда относили на капиталку. Но в 2003 году на нас, сметчиков, свалилась пусконаладка. Теперь эти затраты надлежало включать в сметную стоимость объекта. На таком нововведении настоял Минфин России, а правительство его поддержало. Это совершенно самостоятельный вид работ со своей спецификой затрат. Кое-какие нормативы тут есть. Иногда удается выполнять и укрупненные расчеты стоимости пусконаладки в процентах от стоимости используемого оборудования. Но проблема точного определения этих затрат явно нуждается в изучении. Иначе сметная стоимость объекта будет безудержно расти. Уже есть случаи, когда стоимость пусконаладки приближается к стоимости строительно-монтажных работ. Вы только представьте: построили объект за миллион долларов и еще столько же потратили на его пусконаладку! Такого быть не должно. Нужны грамотные нормативы и обоснованные методики.
— Кто мог бы организовать их разработку?
— Возглавить это должно государство.
— В лице кого?
— В лице уполномоченного органа. Можно даже не изобретать новые чиновничьи должности, а поручить работу Минрегионразвития России, в котором есть департамент строительства.
Только сразу хочу предупредить будущих разработчиков, кем бы они ни оказались: не надо вариться в собственном соку. У отечественной сметной школы есть хороший опыт решения сложных проблем. Еще в бытность «Большого Госстроя» (так мы называли Госстрой СССР, поскольку были еще госстрои
тов в методологическом плане никак не решена. Группы сметчиков в инициативном порядке разрабатывают и выпускают нормативы по укрупненке, пользуясь методиками Госстроя СССР. Формально они отменены, но других-то нет! А укрупненные расчеты сегодня очень нужны: и частному, и государственному инвестору важно еще на предпроектной стадии знать, во сколько обойдется строительство объекта, через сколько лет затраты окупятся.
Правда, Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов выпустил сборник укрупненных показателей стоимости строительства жилья. Но им совершенно невозможно пользоваться. Там приведены нормативы на строительство жилых домов с сетями, с благоустройством. А ведь надо затраты на саму «коробку» определять отдельно от сетей и благоустройства (и этого правила сметчики придерживались всегда), поскольку сети могут быть длиной и 5 километров, и 50 метров. Если бы разработчики хоть указали величину затрат сверх второй главы (на сооружение «коробки»), тогда норматив можно было бы очистить от затрат на прокладку сетей и благоустройства. Увы, сборник не дает такой возможности. Я написал замечания на 11 страницах и направил в Росстрой, которым был рекомендован этот сборник укрупненных показателей. Нет ответа.
Отсутствие обсуждения выпускаемых сметно-нормативных документов неизбежно сказывается на их качестве. Не мешало бы прежде подвергать их экспертизе.
— И кто будет экспертом?
— Такие же сметчики. Надо посылать документы на экспертизу друг другу. И, конечно, с обоснованием разработанных нормативов и расценок. А то смотрите, что получается. Вот официальная норма на разработку вечномерзлого грунта бульдозером ДТ-58. Кстати, это самый слабый бульдозер. Даже мощнейший «Катерпиллар» не способен выполнить эту работу без предварительного рыхления грунта клыком или взрывом. А наша малосильная «дэтэшка» будет просто ползать по грунту и ничего не срежет. Есть аналогичная норма для автогрейдера, что выглядит еще забавнее. Впрочем, тут надо плакать, а не веселиться. Появление таких норм ставит под сомнение репутацию разработчика. А это бросает тень и на все сообщество сметчиков.
Избежать «проколов» поможет взаимная экспертиза. И нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к коллегам с просьбой проверить разработанные нормативы.
— Это нечто вроде отзывов на готовящиеся публикации научного журнала?
— Да, верно. А раньше у нас так и было: я писал заключение Госстрою СССР по целому ряду проектов документов.
менению ФЕР (федеральных единичных расценок) сказано, что региональные нормативы должны быть зарегистрированы. А значит, представлены на проверку в федеральный орган.
— Но если федеральный орган, мягко говоря, не успевает проверять и регистрировать региональные нормативы?
— По идее федеральный орган мог бы делегировать соответствующие права региональному органу власти (а тот в свою очередь — региональному центру по ценообразованию в строительстве). Но все это надо аккуратно прописать и оформить.
— Сможет ли, скажем, губернатор проверить, правильно ли распорядился региональный центр порученными полномочиями?
— А почему нет? Можно провести экспертизу силами специалистов местных проектных институтов. Вполне рутинная операция.
Даже больше скажу: в регионах пора задумываться о том, чтобы закладывать в бюджет деньги на разработку норм. И тогда эта работа будет вестись планово, а не стихийно, как сейчас. Инвестиции в разработку норм — занятие очень выгодное для бюджета. Затратишь миллион, а сэкономишь миллиарды. Просто не придется переплачивать на строительстве объектов. Нормы нельзя завышать или занижать, они должны быть реальными. Заниженная норма так же вредна, как и завышенная, ибо реальные затраты все равно ее превысят и экономии не получится.
— Каким образом?
— Вокруг заниженной нормы начнется суета, возникнут споры, и пока подрядчик будет доказывать необходимость пересмотра нормы, потеряется время на основной деятельности. Встречаясь с крупными заказчиками, я им прямо говорю: не пытайтесь экономить на нормах, не занижайте их, иначе объект вам
построят на год позже срока, а недополученная выгода перекроет мнимую экономию во много раз. Вроде все понимают. Но когда доходит до дела, служба единого заказчика возвращается к прежней практике. Ее проверяющие приходят не истину искать, а свою полезность доказать.
— Хотя бы несколько ошибок в проектно-сметной документации надо найти, так?
— Да. А если их нет — придумать. Такое лукавство встречает ответное лукавство со стороны подрядчика. Сегодня уже не проблема найти подрядчика. Проблема — найти порядочного подрядчика. Я думаю, нам всем надо перестать лукавить и начать работать честно. Призываю к этому сметчиков на всех семинарах.
— Вернемся к регистрации норм. Какой путь, на ваш взгляд, наиболее перспективен: делегирование полномочий федерального органа регионам и отраслям или все-таки активизация работы в центре? Скажем, на базе того профильного отдела, который создается в Минрегионе России?
— Нужно развивать оба подхода. Например, разработку норм для строительства атомных электростанций или газопроводов лучше отдать на откуп соответствующим отраслям. Это их боль и забота. Они и деньги найдут на разработку, и нормы «вылижут», доведут до совершенства. А вот нормы на бетонные работы в целом лучше разрабатывать и регистрировать централизованно. Но и тут отдельные таблицы можно делегировать отраслям, регионам и даже фирмам, освоившим новую технологию. Главное — быть уверенным, что эта фирма ведет себя порядочно в своих расчетах. И, разумеется, использовать для всех единую методику.
А федеральный орган будет держать руку на пульсе и определять: вот здесь полномочия надо делегировать, а вот здесь — лучше оставить за собой. Например, всю методическую часть надо оставить за федеральным органом, поскольку правила игры должны быть едиными для всей страны. Но здесь важно определиться с понятием «федеральный орган». Что это? Департамент строительства Министерства регионального развития Российской Федерации или, говоря коротко, Минрегион, или Управление строительных программ Федерального агентства по строительству и ЖКХ или, говоря коротко, Росстрой. Или и те, и другие, но тогда следовало бы им четко распределить полномочия — чем (какими вопросами) занимается Минрегион, а чем — Росстрой, чтобы все знали, по каким вопросам куда обращаться.
И не дай бог допустить между ними, так сказать, «перетягивание одеяла на себя», когда каждая сторона будет утверждать, что именно она уполномочена решать вопросы. Тогда дела не будет, будет склока, не приведи Господь...
Понятно, что не все региональные центры и даже сметные фирмы по своему уровню способны взяться за разработку норм. Хотя стремиться будут все. Значит, надо отбирать разработчиков. С другой стороны, федеральный орган должен располагать какими-то бюджетными средствами на разработку норм, чтобы не просить кого-нибудь этим заняться, а иметь возможность просто нанять квалифицированного разработчика.
— Согласен. Игорь Юрьевич, давайте подведем баланс нашей беседы. Что необходимо сделать в первую очередь?
— Прежде всего надо сесть и подумать. А подумав, разработать концепцию развития сметного нормирования и ценообразования в строительстве. На три года, на пять лет и на десять лет вперед.
В рамках концепции найдут свое решение проблемы укрупненных расчетов, нормирования пусконаладочных работ, перехода на новую сметно-нормативную базу, другие важные вопросы.
Во-вторых, Минрегиону и Росстрою надо совместно четко определить, кто будет законодателем в вопросах сметного нормирования и ценообразования, по каким вопросам, к кому и куда обращаться, при ком у них будет создан научный совет по вопросам сметного нормирования и ценообразования, рабочая группа по этим же вопросам. И так далее.
В-третьих, надо воссоздать по-настоящему, а не на бумаге рабочую группу при федеральном органе, отвечающем за сметное нормирование и ценообразование. Укрепить связь федерального органа с региональными центрами ценообразования в строительстве (РЦЦС).
В-четвертых, следует поднять статус сметчика. Чтобы ему не диктовали, какую норму «сделать». Сметчик сам определяет правильную норму и полностью отвечает за нее своей репутацией.
-
Строительный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть?В наших условиях бизнес-план означает кредит, банковский заем, выход предприятия на более высокий уровень развития, при котором стоит вопрос о его расширении и начале выпуска какой-то новой продукции
-
Пять доводов в пользу занятия строительным бизнесом и пять предостережений И за каждую операцию с ним придется платить: за погрузку, разгрузку, доставку на объект, складирование, перескладирование, хранение, подъем краном и, наконец, каменщику и подсобнику за ведение кладки
-
Как создать строительный бизнес Для такой серьезной сферы деятельности, как строительство, лучшее подойдет ООО с общей системой налогообложения, потому что для многих ваших партнеров важен возврат налога на добавочную стоимость
-
Ломоносовский закон Во-первых, есть такие понятия как судьба, которые иногда только таким способом уберегают человека от возможных ошибок, как бы намекают ему, что призвание его в чем-то ином