Расстроились. К чему приведет саморегулирование в строительном бизнесе
„ … Он, во-первых, отменяет государственное лицензирование, аттестацию и сертификацию деятельности, связанной с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, а также инженерными изысканиями в отрасли …”Государство передает участникам рынка регулирование еще одного вида бизнеса — строительного. Это первый сектор реальной экономики, выводимый из-под его крыла.
В мировой практике институт саморегулирования считается одной из наиболее эффективных форм защиты интересов предпринимателей. В отличие от общественных объединений, которые могут лишь призвать власти к диалогу, к мнению саморегулируемых организаций (СРО) чиновники должны прислушиваться «по закону». Например, в обязательном порядке направлять на экспертизу в СРО нормативные акты и законодательные проекты. В свою очередь СРО берут на себя функции чиновников: они устанавливают правила поведения на рынке, разрабатывают внутренние стандарты деятельности, механизмы контроля за их соблюдением, лишают права профессии тех, кто не выполняет эти стандарты. При этом СРО экономически не зависимы от власти, так как сами себя финансируют за счет членских взносов. Таким образом, государственная машина разгружается и степень давления ее на предпринимательскую среду снижается.
Наибольшим опытом саморегулирования владеют профессиональные участники
фондового рынка: они по собственной инициативе более десяти лет назад создали
Национальную ассоциацию участников фондового рынка России (НАУФОР) и Профессиональную
ассоциацию регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Государство
начало постепенно отказываться от регулирования отдельных видов бизнеса с 2002
года. На первом этапе это были услуги, связанные с консалтингом: нотариусы,
адвокаты, арбитражные управляющие, оценщики, теперь на очереди — аудиторы. И
каждый раз процесс перехода, создания профессиональных стандартов шел
болезненно: с одной стороны, чиновники не хотели отдавать власть, с другой —
бизнес был не готов ее взять. Вот и в строительном бизнесе дебаты идут
серьезные, далеко не все участники рынка поддерживают идею перехода на
саморегулирование.
Как показывает опыт других видов деятельности, чтобы отработать механизм,
требуются время, серьезная и конструктивная работа представителей отрасли и
государства. В сложный переходный период от государственного лицензирования к
СРО всегда есть соблазн передела рынка в пользу отдельных игроков. Его и
предстоит преодолеть профессиональному сообществу. И это — главный риск
момента.
По вашим правилам
Осенью в Челябинской области появится первая строительная СРО, заявили
власти региона.
В ней уже зарегистрировано более 60 членов, принят примерный устав.
В первую на Урале строительную СРО пока вошли преимущественно представители крупного бизнеса. И сразу монополизировали правление: путем открытого голосования решили не включать в него малых и средних предпринимателей. Таким образом, по словам члена правления Ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска Станислава Садовникова, эти участники рынка будут отстранены от процедуры принятия решений и в состав СРО войдут лишь в качестве «придатка».
Сами ответим
Закон о СРО в строительстве вступил в силу 25 июля. Он, во-первых, отменяет
государственное лицензирование, аттестацию и сертификацию деятельности,
связанной с проектированием, строительством, капитальным ремонтом,
реконструкцией, а также инженерными изысканиями в отрасли. Вместо него компании
или индивидуальные предприниматели (ИП) должны будут получать допуск на рынок
от СРО. Задача последних - разработка норм и критериев (минимальные требования
прописаны в законе).
Выдача лицензий прекратится 1 января 2009 года, аннулирование действия ранее
выданных - 1 января 2010 года. До этого момента у бизнесменов будет выбор -
работать на основании лицензии или по соответствующему допуску СРО, после -
компании и ИП могут вести деятельности только с разрешения СРО.
Во-вторых, бизнесу в рамках СРО разрешено разрабатывать и устанавливать правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, контролировать их выполнение, проводить плановые и внеплановые проверки, а также привлекать к ответственности недобросовестных участников. Максимальная мера наказания - исключение. В этом случае изгнанная компания или ИП должны будут вступить в другую организацию или создать свою.
В-третьих, СРО будет обеспечивать права и защищать интересы бизнеса. Внутри организации должны быть образованы некие третейские суды для разрешения споров, возникающих между ее членами, а также между ними и контрагентами. Кроме этого, СРО будет представлять интересы входящих в нее компаний и ИП в отношениях с органами государственной власти, организовывать профессиональное обучение и аттестацию работников.
Поскольку строительство и проектирование зданий и сооружений относятся к видам деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение значимого ущерба и угрозу жизни граждан, закон не отменил полностью государственное регулирование. Во-первых, СРО будет работать по лицензии уполномоченного федерального органа власти, во-вторых, этот орган будет вести надзор за деятельностью саморегулируемой организации, в-третьих, в силе остались государственная экспертиза проектов и приемка объектов.
Кого берем
Главными причинами формирования СРО в сфере строительства декларируются необходимость предупреждения причинения вреда и повышение качества выполнения работ. Однако есть основание полагать, что ключевая причина - неэффективность прежней системы лицензирования.
Сегодня в России только лицензиями на строительство обладает около 250 тыс. организаций, примерно такое же количество разрешений выдано на проектирование и ведение инженерных изысканий. При этом каждый год к ним прибавляются не менее десятка тысяч новых. Федеральный лицензионный центр просто не справляется с таким объемом работы. Это подтверждает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский: «Тысяча сотрудников лицензионного центра физически не в состоянии проконтролировать ситуацию и уследить за каждой строительной компанией».
На несостоятельность прежней лицензионной системы указывает и директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров: «Система лицензирования ничего никому не гарантирует - ни строителям, ни потребителю. Никаких рисков для инвестора она не покрывает». Механизм создания СРО с виду прост. Строительные организации-учредители образуют некоммерческое партнерство, регистрируют его в госреестре. Объединиться могут компании и ИП, занимающиеся строительством, проектированием и инженерными изысканиями (подробнее см. «Параметры СРО», с. 16). Учредители разрабатывают требования, которым должны соответствовать предприятия, желающие вступить в созданную СРО. Далее идет набор новых членов, по окончании СРО считается действующей. Компания или ИП, вступающие в саморегулируемую организацию, должны сделать взнос в компенсационный фонд. Его средства будут использоваться для оплаты возможных рисков, возникающих в результате деятельности членов СРО. Таким образом, создается механизм круговой поруки: виноват один - отвечают все.
Первоначально законом предполагалось также ввести обязательное страхование гражданской ответственности предприятий перед клиентами. Однако от этого требования решили отказаться, поскольку страховые платежи привели бы к увеличению стоимости строительных работ. В окончательном тексте документа страхование добровольно.
Быстрее, ответственнее, качественнее
В теории СРО - механизм положительный. Первый плюс - он снижает
коррупционную емкость отрасли. Виктор Плескачевский: «Отдельные чиновники при
принятии решения не всегда руководствуются исключительно общественными
интересами, которые они призваны защищать». Таким образом, на рынок попадают
недобросовестные компании. Отсюда множество исков обманутых дольщиков,
затягивание сроков сдачи объектов, ненадлежащее качество строений и так далее.
Члены СРО просто не заинтересованы брать в организацию неблагонадежные
компании, поскольку отвечать придется всем.
Второй плюс - наведение юридического порядка. Во-первых, из реестра исчезнут
предприятия, сейчас существующие только на бумаге. Во-вторых, СРО поможет
защитить население от мошенничеств в этой сфере. В саморегулируемую организацию
вряд ли смогут пробраться компании или ИП с сомнительной репутацией. Отвечать
за их действия никто не захочет.
Третий плюс - ответственность строительных организаций за свою деятельность. Сегодня по сути получить от тех или иных предприятий отрасли компенсацию за некачественно проделанную работу практически невозможно. Нужно пройти через долгую судебную тяжбу, и далеко не факт, что победит в ней именно клиент.
Четвертый плюс - повышение качества строительства. Инструмент - финансовая
мотивация.
Еще один положительный аспект называет директор по маркетингу УК «ЛСР Урал»
Руслан Музафаров: «Появление СРО необходимо строителям, чтобы договориться о
стандартах, которые не прописаны ни в одном документе. Например - классы офисов
или торговых центров. У каждого свое понимание, какая отделка какому классу
соответствует. Отраслям, в которых имеются такие нежесткие регламенты, СРО необходимы».
Наконец, по закону правительство должно разработать перечень опасных работ, для ведения которых нужно получать допуск СРО (остальное можно делать без разрешения саморегулируемой организации под ответственность заказчика). «Сейчас мы залицензировали все, - резюмирует заместитель генерального директора Союза строителей Свердловской области Анатолий Васильев. - Человек красит коридор - ничего, а как за это берется компания - давай лицензию. Внедрив СРО, мы избавимся от лишней волокиты».
-
Строительный бизнес - всегда рентабелен Для изготовления подобного вида строительных материалов не нужно больших площадей, достаточно небольшой площадки, это позволит значительно сократить расходы на перевозку, при этом потери при перемещении продукции просто исключены
-
Бизнес в строительстве На все доводы оппонентов могу сказать, что единственно, что поменялось, так это упала относительная стоимость работы, и то это смотря как смотреть, де-факто стоимость в национальной валюте тех же рублях или других валютах конкретных стран пост советского пространства даже увеличилась, но за счет девальвации упала стоимость в долларах
-
Как организовать демонтаж, снос зданий На сегодняшний день существует три основных метода демонтажа зданий: механизированный способ с привлечением специальной техники; поэлементная разборка; взрыв зданий под снос
-
Нужны ли государству "малыши" в строительном бизнесе А пока этого не произошло, убеждены представители малого строительного бизнеса, мелким застройщикам лучше довольствоваться ИЖС и ремонтными работами, чтобы избежать проблем с властями и не потерять бизнес