Консалтинг в российской практике
„ … Эффективное управление персоналом, наличие системы мотивации, позволяющей иметь лучший кадровый состав …”Консалтинг — это процесс, в рамках которого внешний по отношению к предприятию специалист делится своими знаниями, опытом и содействует проведению реальных улучшений на предприятии. Другими словами, консалтинг — это помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной задачи.
Круг проблем, решаемых консалтингом, очень разнообразен: от набора персонала до комплексной реструктуризации предприятия. Соответственно, специализация консалтинговых компаний может существенно различаться. Выделим основные виды консалтинга:
- финансовый, в т.ч. налоговый консалтинг и аудит;
- юридический консалтинг;
- консалтинг по вопросам управления производством;
- консалтинг по вопросам использования информационных технологий в управлении (IT-консалтинг);
- консалтинг по вопросам управления человеческими ресурсами;
- управленческий консалтинг;
- инвестиционный консалтинг.
В рамках управленческого консалтинга консультанты помогают установить четкие ответы на вопросы «что делать?» (разработка концепции деятельности и стратегии развития) и «как делать?» (программа повышения продуктивности в рамках уже выбранной стратегии). Суть инвестиционного консультирования предполагает ответ на вопрос где и как взять деньги для реализации тех или иных инвестиционных программ в рамках выбранной стратегии.
Важно понимать, что услуги консультантов — это товар для руководителей и собственников, т.е. тех людей, которые реально принимают ключевые решения.
ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ СПРОС НА КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ
Консультанты — неотъемлемая черта научно-технического прогресса, когда организация сталкивается с таким огромным объемом информации, что сделать самостоятельно правильный выбор становится очень трудно. В России, как и во многих странах с переходными экономиками, для которых характерна высокая степень нестабильности экономических процессов, огромное количество предприятий, которым необходимы услуги консультантов по управлению и инвестициям.
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- Собственники и менеджеры не рассматривают предприятия с точки зрения «повышения стоимости бизнеса»; они не знают подходов к определению стоимости и не могут определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на стоимость бизнеса.
- Отсутствует четкая стратегия развития, усилия распылены по многим направлениям, которые очень часто несовместимы друг с другом, что не позволяет сконцентрироваться на главных конкурентных преимуществах.
- Система маркетинга либо отсутствует, либо недостаточно эффективна. Предприятие стремится «произвести лучший продукт», в то время как во всем мире уже давно принят на вооружение тезис «создать лучшую систему продаж».
- Топ-менеджеры предприятия не работают в режиме единой команды, объединенной общей концепцией и стратегией развития. Многие из них добились серьезных успехов в советские годы или в первые годы реформ, однако не имеют необходимой квалификации для успешной работы в условиях нормальной рыночной экономики.
- Система планирования и контроля на предприятии разрозненна, многие процедуры и функции дублируются, процесс постановки задач и контроля над их исполнением является формальным.
- Менеджеры не ставят максимальных задач, основанных на конкурентных преимуществах предприятия. В результате конкуренты, проводящие более агрессивную политику, вытесняют предприятие из данного сегмента рынка, или это может произойти в ближайшее время.
- На предприятии существует дефицит квалифицированных кадров, менеджмент и среднее звено «говорят на разных языках», наиболее ценные кадры переманиваются конкурентами.
- Отсутствует или недостаточно эффективен механизм принятия обоснованных решений о выделении средств на те или иные инвестиционные программы.
- Структура капитала предприятия не оптимальна, активы избыточны, финансовые службы имеют неправильное представление об источниках и механизмах привлечения финансирования и не используют их для реализации серьезных инвестиционных программ.
Вместе с тем, за годы реформ в России сформировалась так называемая «новая экономика», состоящая из незначительного количества успешно действующих предприятий. Именно они являются «локомотивом» и ключевыми точками роста нашей экономики. Лучшие из них добиваются доминирующего положения не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.
ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА УСПЕШНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- Четкая концепция деятельности и стратегия развития, основанные на конкурентных преимуществах.
- Управление компанией происходит по четко поставленным целям в соответствии со стратегическим и оперативным планом маркетинга.
- Высокая квалификация, навыки и опыт успешного управления у топ-менеджеров компании.
- Оптимальная организационная структура, где каждый сотрудник твердо знает свои задачи, полномочия и ответственность.
- Эффективная система управления продажами, позволяющая продуктам компании сохранять лидирующие позиции на рынке.
- Эффективная система управления закупками, которая обеспечивает отлаженный производственный процесс и минимизирует издержки.
- Эффективное управление персоналом, наличие системы мотивации, позволяющей иметь лучший кадровый состав.
- Отлаженная система контроллинга и управленческого учета.
Таким образом, реально существует конкретный опыт построения успешно действующих предприятий. Этот опыт базируется на лучших образцах западных и российских флагманов в конкретных направлениях бизнеса. Именно такой опыт, учитывающий все тенденции мирового развития, накапливают, анализируют и развивают консультанты по управлению и инвестициям. Внедряя свой уникальный опыт в рамках сотрудничества с российскими предприятиями, консультанты реально способствуют экономическому росту и промышленному развитию в нашей стране. Смотреть вперед и дальше — главное условие выживания компаний в бурном море перемен, в котором консалтинговые фирмы играют роль путеводителя.
10 ПРИЧИН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОНСУЛЬТАНТАМИ
КОНСУЛЬТАНТЫ:
- Обладают специфическими теоретическими и прикладными знаниями, которыми не владеют сотрудники обычных компаний.
- Имеют уникальный опыт, полученный в процессе работы с другими клиентами.
- Дают объективную непредвзятую оценку текущей ситуации на предприятии.
- Выявляют общие тенденции развития предприятия и отделяют главное от второстепенного.
- Вырабатывают для руководителей необходимые аргументы и способы убеждения при взаимодействии с подчиненными, а также для обоснования и/или критической оценки уже принятых решений.
- Помогают сфокусировать внимание на конкурентных преимуществах предприятия и получить свежие идеи.
- Выявляют дополнительные резервы для дальнейшего развития компании.
- В процессе консультирования повышают квалификацию сотрудников предприятия.
- Добиваются существенно большего взаимопонимания между ключевыми сотрудниками.
- Инициируют позитивные изменения «изнутри» компании за счет консолидации усилий основного кадрового ядра.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РАБОТУ С КОНСУЛЬТАНТОМ
Решение о реформировании (реструктуризации) предприятия является серьезным и ответственным шагом, требующим, прежде всего, консолидации усилий внутри самого предприятия. Успех преобразований во многом зависит от того, насколько открытым, конструктивным и доброжелательным будет сотрудничество между руководством предприятия и консультантами. Учитывая данное обстоятельство, прежде, чем провести первые переговоры с консультантами, весьма желательно иметь представление об основных принципах их работы:
- Несмотря на то, что предприятие нанимает консультантов на определенных коммерческих условиях, профессиональные консультанты всегда дают объективную непредвзятую оценку текущей ситуации. Консультанты, как и врачи, не скрывают проблемы и всегда имеют собственную независимую позицию по ключевым вопросам. Если Вы еще не готовы к проведению реальных изменений, если Вам реально не нужна объективная информация о Вашем предприятии, лучше отложить сотрудничество с консультантами.
- Консультанты не вмешиваются в оперативное управление предприятием и не занимаются текущими вопросами, связанными с деятельностью предприятия. По этой причине консультанты не могут принять ответственность за успешное внедрение разработанных ими рекомендаций и не могут гарантировать окончательного успеха преобразований. В истории консультирования отмечены тысячи случаев, когда отличные отчеты консультантов были похоронены в столах руководителей и никогда не воплощены в жизнь, хотя формально и приняты. Ответственность за конечный успех лежит на собственниках и менеджерах предприятий. Гарантии со стороны консультанта заключаются в его высокой репутации, рекомендациях других успешных компаний, которые добились весомых результатов, следуя рекомендациям консультантов.
- Консультанты неукоснительно соблюдают кодекс этики и профессионального поведения. Вопрос о конфиденциальности обязательно оговаривается с клиентом в процессе обсуждения текста договора. Консультант не упоминает даже имени клиента без его согласия.
- Консультанты следуют принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь» и не предлагают резких изменений на предприятии. Напротив, профессиональные консультанты всегда проводят взвешенную, последовательную политику, базирующуюся на тщательном анализе ситуации. Именно поэтому взаимодействие предприятия с консультантом начинается с предварительных этапов — экспресс-диагностики или специализированного тренинга, которые становятся отправной точкой для выработки направлений нашего дальнейшего сотрудничества. Предварительные этапы не требуют существенных финансовых затрат со стороны предприятия и позволяют менеджерам принять решение о необходимости дальнейшего взаимодействия.
- Процессы реформирования и привлечения инвестиций всегда очень сложны и требуют учета специфики конкретного предприятия. Именно поэтому консультанты по управлению и инвестициям заранее не могут иметь готового «прайс-листа» на комплексные услуги. Детальное техническое и финансовое предложения могут быть подготовлены только после завершения предварительных этапов сотрудничества. Календарный план и финансовые условия могут неоднократно корректироваться на стадии обсуждения деталей договора.
- При определении стоимости консалтинговых услуг общепринято в мировой практике использовать ставку работы конкретного специалиста в единицу времени (человеко-день, человеко-час и т.п.). В техническом и финансовом предложении консалтинговая фирма указывает, каких специалистов предполагается использовать для реализации проекта, и сколько времени (например, в человеко-днях) будет ими затрачено на проведение работ. Ставки консультантов варьируются в зависимости от их опыта и специализации. Ставка консультанта не является его личным доходом. В нее, помимо личного гонорара консультанта, заложены косвенные и накладные расходы консалтинговой фирмы (за исключением командировочных расходов), и необходимая норма прибыли. Средняя ставка работы консультанта, представляющего консалтинговую фирму, тем выше, чем выше имидж и репутация данной фирмы, ее профессионализм и качество оказываемых услуг.
- Услуги профессиональных консультантов всегда направлены на достижение реальных улучшений на предприятии. Консультанты принимают реальное участие в работе по внедрению рекомендаций, работая с предприятием в режиме долгосрочного сотрудничества.
- Не только внедрить, но и разработать эффективные рекомендации невозможно без активного участия специалистов предприятия. В рамках оказания консультационных услуг создается смешанная рабочая группа, состоящая из консультантов и наиболее инициативных сотрудником предприятия, способных генерировать свежие интересные идеи и решения на благо развития своей компании.
- Собственники и руководство предприятия всегда будут иметь исчерпывающую информацию о ходе работ в рамках оказания консалтинговых услуг. Они не только будут получать промежуточные и итоговые отчеты, в обязательном порядке предусмотренные календарным планом проведения работ, но в любой удобный для них момент смогут получить необходимые комментарии и разъяснения от директора проекта.
Серьезные проекты, связанные с стратегии развития, повышением продуктивности операций, привлечением финансирования, не могут быть реализованы без определенных затрат со стороны предприятия. Однако эффект и результаты, которые будут достигнуты, с лихвой окупят финансовые, интеллектуальные и иные издержки. Комплексный подход к решению проблем на основе лучшего российского и зарубежного опыта позволяет совершить качественный скачок в развитии и получить реальные конкурентные преимущества в своем направлении бизнеса.
-
Экономическое моделирование как инструмент управления (опыт консультантов) Такие задачи возникают на проектах, как связанных с разработкой стратегии компании, так и на тех, что имеют более узкую направленность, - например по постановке системы планирования, оптимизации деятельности компании
-
Осторожно - консалтинг! У налогоплательщика имеются подразделения и штатные работники, в обязанности которых входит решение тех вопросов, которые отражаются в заключениях исполнителя по договору на оказание консалтинговых услуг
-
Консалтинг по русски Конечно, я допускал возможность наличия двух-трех столичных фирм, предлагающих специализированные решения для очень ограниченного круга отечественных компаний, наверняка принадлежащих к сырьевой отрасли
-
О понятии и происхождении консалтинга Переориентация основ ведения бизнеса носила поистине революционный характер: глобализация рынков, распространение информационных технологий и компьютерных сетей, разрушение иерархических структур организации труда