Договорные отношения в торговой деятельности

„ … Законодатель устанавливает, что требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе Федеральной антимонопольной службой …”
В фокусеБизнес и правоДоговорные отношения → Договорные отношения в торговой деятельности

Законом № 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя по договору, далее - субъект торговой деятельности), за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на использование посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении некоторых субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.

Договор поставки

В соответствии с Законом № 381-ФЗ изменены преддоговорные отношения сторон договора поставки продовольственных товаров, а также условия этого договора.

Пункт 1 ст. 9 Закона № 381-ФЗ предусматривает, что субъект торговой деятельности обязан предоставить поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Данный доступ обеспечивается путем размещения информации на сайте субъекта торговой деятельности или предоставления запрашиваемых сведений безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Аналогичная обязанность возложена и на поставщика продовольственных товаров.

Закон № 381-ФЗ регулирует условия договора поставки продовольственных товаров. Пунктом 4 ст. 9 допускается включение в цену такого договора вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров. Размер вознаграждения устанавливается договором, но не учитывается при определении цены товаров. Законодатель предусматривает предельный размер вознаграждения: оно не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров. Выплата вознаграждения не распространяется на приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Пункт 6 ст. 9 Закона № 381-ФЗ императивно устанавливает, что иные вознаграждения за исполнение субъектом торговой деятельности условий этого договора и (или) его изменение не могут включаться в цену договора.

Пункт 7 ст. 9 Закона № 381-ФЗ регулирует порядок заключения договора поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговой деятельности. В этом случае срок оплаты таких товаров определяется следующим образом:

1) продовольственные товары, срок годности которых менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

3) продовольственные товары, срок годности которых свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение 45 календарных дней со дня приемки товаров субъектом торговой деятельности.

Данная оплата осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам товаров, т.е. при условии надлежащей поставки.

Законодатель урегулировал ситуацию, когда поставщик продовольственных товаров не передает необходимые документы субъекту торговой деятельности. В этом случае сроки оплаты продовольственных товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком указанных документов по запросу субъекта торговой деятельности.

В п. п. 10 и 12 ст. 9 Закона № 381-ФЗ установлен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий. Так, не допускается:

- запрет на перемену лиц в обязательстве по договору путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;

- условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров.

Кроме того, п. 12 данной статьи предусмотрен запрет на заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению таких товаров.

Пунктом 11 данной статьи установлено, что услуги по продвижению продовольственных товаров оказываются субъектом торговой деятельности на основании договоров возмездного оказания услуг.

Можно прийти к выводу, что оказание данных услуг может осуществляться исключительно на основании договора возмездного оказания услуг, а не на основании иных договоров, в том числе посреднических. Тем самым можно заключить, что в этом случае законодатель ограничил свободу сторон договора.

Для определения условий договора поставки продовольственных товаров необходимо руководствоваться ст. 13 Закона N 381-ФЗ, устанавливающей антимонопольные правила для субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров. В соответствии с данной статьей субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки навязываемых условий, перечисленные выше.

Из данной статьи следует, что перечни дискриминационных и навязываемых условий являются открытыми. Неясно, является ли включение данных условий основанием ничтожности договора (или его части) по ст. 168 ГК РФ. Статья 13 Закона N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные, а не гражданско-правовые правила. В то же время включение дискриминационного или навязываемого условия нарушает Закон N 381-ФЗ, а в соответствии со ст. 21 данного Закона лица, виновные в его нарушении, в том числе несут гражданско-правовую ответственность. Кроме того, Закон N 381-ФЗ, а также КоАП РФ не содержит специальных норм о последствиях включения указанных условий в договор. Также нельзя однозначно утверждать, что включение данных условий в договор поставки продовольственных товаров является злоупотреблением доминирующего положения на рынке в смысле ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Однако в пользу того, что включение дискриминационных и навязываемых условий в договор не является основанием его ничтожности в связи с наличием специальных правовых последствий, указывает п. 3 ст. 16 Закона N 381-ФЗ, согласно которому при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Закона N 381-ФЗ, ФАС России принимает меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.

При этом можно сделать вывод о том, что нарушение нормативно установленного порядка ценообразования не является основанием для признания договора ничтожным по ст. 168 ГК РФ, поскольку правовые последствия такого нарушения прямо предусмотрены ст. 14.6 КоАП РФ.

Приобретение и аренда торговых площадей

Статья 14 Закона № 381-ФЗ устанавливает, что субъект торговой деятельности, который организует торговлю через торговые сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Законодатель устанавливает, что требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе Федеральной антимонопольной службой.

Специальное упоминание данного органа исполнительной власти дает основания предположить, что ФАС России является заинтересованным лицом по данному иску в силу закона. Это не требует доказывания такой заинтересованности.

Статья 14 Закона № 381-ФЗ ограничивает развитие субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети в границах административно-территориальных образований, по всей видимости, с целью поддержания и развития конкуренции на продовольственном рынке данных образований.

Приведенные нормы не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов, если они были совершены до вступления в силу Закона № 381-ФЗ.

В силу пунктов 3 и 4 ст. 22 Закона № 381-ФЗ Ограничения, предусмотренные ст. 14, применяются в отношении муниципальных районов и городских округов начиная с 1 июля 2010 г.

Договор комиссии

Подпунктом 3 пункта 1 ст. 13 Закона № 381-ФЗ установлено, что субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

При применении данной нормы может возникнуть вопрос о том, подпадает ли под данный запрет договор агентирования, заключенный по модели договора комиссии (когда агент действует от своего имени, но за счет принципала), поскольку данный договор не является смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ.



Также в фокусе: