Как избежать штрафа, при не сообщении контролерам об открытии или о закрытии счета

„ … Уведомлять налоговую и внебюджетные фонды об открытии или о закрытии счета в банке необходимо, только если этот счет имеет следующие характерные признаки: открыт на основании договора банковского счета …”
В фокусеБизнес и правоШтрафы → Как избежать штрафа, при не сообщении контролерам об открытии или о закрытии счета

При открытии счетов в банке юр. лицам и ИП необходимо сообщать в налоговую, ПФР и ФСС РФ об открытии счетов. Если этого не сделать, штрафы неизбежны. Но нередко их все-таки удается оспорить. Организация должна письменно сообщить в инспекцию по месту ее нахождения в течение 7-ми дней с момента открытия или закрытия счета. Этот срок исчисляется в рабочих днях. Также в течение 7 ми рабочих дней компания должна уведомить об открытии или о закрытии счета отделения ПФР и ФСС РФ, в которых она состоит на учете. Предприниматели сообщают в инспекцию и фонды лишь о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Указанные обязанности возникают у организаций и предпринимателей независимо от того, что банки также должны сообщать контролерам об открытии и о закрытии клиентам счетов. Причем для банков предусмотрены более сжатые сроки: уведомить инспекцию они должны в течение трех рабочих дней, ПФР и ФСС РФ - в течение 5 рабочих дней.

Сложности возникают в связи с тем, что ни в НК РФ, ни в Законе N 212-ФЗ четко не оговорено, о каких именно счетах необходимо сообщать и от какой даты считать срок, отведенный для подачи уведомления. Благодаря этому компаниям нередко удается оспорить в суде решения о взыскании с них штрафов.

Уведомлять налоговую и внебюджетные фонды об открытии или о закрытии счета в банке необходимо, только если этот счет имеет следующие характерные признаки:

  • открыт на основании договора банковского счета. По такому договору банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче сумм со счета и проведении других операций по счету;
  • на него могут зачисляться денежные средства и впоследствии расходоваться с него по распоряжению владельца счета.

Минздравсоцразвития России подтвердило, что организации и предприниматели не обязаны сообщать во внебюджетные фонды об открытии и о закрытии счетов, не соответствующих перечисленным признакам, в частности счетов по вкладам или депозитам, а также ссудных и транзитных валютных счетов (Письмо от 21.05.2010 N 1274-19). Значит, применение штрафных санкций за несообщение в ПФР и ФСС РФ об указанных счетах неправомерно. Нужно ли уведомлять налоговиков об открытии или о закрытии таких счетов?

Ссудные счета. Эти счета не соответствуют ни одному из перечисленных выше признаков. Ссудный счет открывается в соответствии с кредитным договором, а не договора банковского счета и не предназначен для проведения расчетных операций. Для банка ссудный счет является внутренним инструментом, используемым для учета расходования и возврата кредитных средств. Записи по таким счетам отражают лишь состояние задолженности по кредитным договорам банка. Клиент же банка, получивший кредит, не может распоряжаться денежными средствами со ссудного счета, поскольку они на этом счете не находятся, а зачисляются на расчетный или иной счет клиента. Поскольку ссудный счет не отвечает установленным в налоговом кодексе РФ критериям, организации и предприниматели не должны сообщать в налоговую об открытии или о закрытии такого счета. Значит, их нельзя оштрафовать за то, что они не уведомили об этом инспекцию. Такой позиции придерживаютмя и Министерство финансов РФ и суды.

Счета по вкладам и депозитные счета. Такие счета открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых ими в банках с целью получения доходов в виде процентов. Владельцы указанных счетов не могут производить расчеты или перечислять находящиеся во вкладах и на депозитах средства другим лицам. Кроме того, основанием для открытия депозитных счетов является договор банковского вклада, а не договор банковского счета. Следовательно, и этот вид счета в банке не соответствует критериям, установленным налоговым кодексом РФ. Значит, сообщать в налоговую об открытии или о закрытии подобных счетов налогоплательщики не обязаны. На неправомерность штрафа в такой ситуации указывают и суды (Постановление ФАС Московского округа от 26.01.2006, 25.01.2006 N КА-А40/14078-05).

Транзитные валютные счета. Банки открывают их организациям одновременно с текущим валютным счетом, причем независимо от волеизъявления организации и без заключения отдельного договора банковского счета. Транзитный валютный счет имеет специальное целевое назначение. Он необходим для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и для учета валютных операций.

Обратите внимание! Уведомлять об открытии или о закрытии счетов в иностранных банках нужно только налоговую. Если организация или предприниматель открыли или закрыли счет или вклад в зарубежном банке, находящемся за пределами РФ, они обязаны проинформировать об этом лишь налоговиков. В ПФР и ФСС РФ сообщать эти сведения не нужно.

Причем на то, чтобы уведомить инспекцию, отводится целый месяц со дня открытия или закрытия счета (вклада) в иностранном банке. Кроме того, в этот же срок необходимо сообщить также об изменении реквизитов ранее открытых счетов или вкладов за рубежом. Для подачи в инспекцию сведений о счетах в иностранных банках используются специальные формы, утвержденные Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@.

Еще одна особенность состоит в том, что за несообщение в инспекцию об открытии или о закрытии счета в иностранном банке предусмотрена только административная ответственность. Оштрафовать по ст. 118 НК РФ за это нарушение нельзя. Административный штраф составляет (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц и предпринимателей - от 5000 до 10 000 руб.

Отметим, что выявить это нарушение могут и налоговики, но оштрафовать вправе только органы валютного контроля, то есть Росфиннадзор (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ).

Минфин России согласен, что транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ. Поэтому организации не обязаны сообщать в инспекцию об их открытии или о закрытии. К аналогичным выводам приходят и суды. При этом суды отмечают, что транзитный валютный счет в соответствующей валюте открывается параллельно текущему валютному счету. Следовательно, уведомление об открытии или о закрытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии или о закрытии транзитного валютного счета. А вот об открытии или о закрытии текущего валютного счета организация обязана сообщить и в налоговую, и в ПФР, и ФСС РФ. Ведь этот вид счета открывается на основании договора банковского счета и используется для осуществления расчетов в иностранной валюте, то есть соответствует требованиям, указанным в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Примечание. Об открытии или о закрытии текущего валютного счета организация обязана уведомить инспекцию, ПФР и ФСС РФ, а о транзитном валютном счете - нет.

Временные накопительные счета. Такие счета кредитные организации вправе открывать юридическим и физическим лицам на определенный срок, по истечении которого имеющиеся на них средства перечисляются на банковские счета клиентов (п. 1.15 общей части Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. Положением Банка России от 16.07.2012 N 385-П). Причем накопительные счета открываются на том же балансовом счете, на котором предполагается открытие банковского счета для зачисления средств.

Расходование средств с накопительных счетов не допускается, то есть расчеты по таким счетам невозможны. Получается, накопительные счета не отвечают установленным в налоговом кодексе РФ критериям. Значит, организация или предприниматель не обязаны сообщать об их открытии или о закрытии ни налоговикам, ни в фонды. Однако писем Минфина России или Минздравсоцразвития России, подтверждающих или опровергающих этот вывод, найти не удалось. Как, впрочем, нет и арбитражной практики, касающейся штрафов по этому виду счетов.

Президиум ВАС РФ подтвердил, что несообщение об открытии или о закрытии карточного счета является нарушением и влечет наложение штрафа

Несмотря на все большее распространение банковских карт, правовое регулирование карточных счетов, которое имеется на сегодняшний день, представляется недостаточным. Видимо, поэтому и среди судов до недавнего времени не было единого мнения о том, правомерно ли привлечение к ответственности организации или предпринимателя, которые не сообщили в инспекцию или внебюджетные фонды об открытии либо закрытии такого счета.

В частности, ФАС Уральского округа упорно отклонял доводы инспекции о том, что карточный счет является банковским счетом. Арбитры при этом отмечали, что при открытии счета, предназначенного для обслуживания банковской карты, договор банковского счета, в соответствии со ст. 845 ГК РФ, не заключается. На такие счета не зачисляются средства третьих лиц, поэтому они не являются счетами в том значении, которое приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Значит, сообщать контролирующим органам об открытии и закрытии указанных счетов налогоплательщики не обязаны.

Вместе с тем предполагается, что карточный счет открывается для осуществления безналичных расчетов с использованием платежных карт. В договоре обычно предусматривается как открытие специального банковского счета, так и обслуживание пластиковой карты. На этот счет денежные средства могут и зачисляться, и расходоваться с него. Поэтому суды других федеральных округов приходили к выводу, что карточный счет соответствует критериям счета, используемым в налоговом законодательстве. Значит, о его открытии или закрытии организации и предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы.

Точку в спорах поставил Президиум ВАС РФ, указавший, что несообщение организацией в инспекцию об открытии счета в банке для проведения операций, совершаемых с использованием расчетных (дебетовых) карт, влечет ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (Постановление от 21.09.2010 N 2942/10). При этом арбитры отметили, что банковские карты эмитируются на основании договора банковского счета. Иными словами, расчеты с помощью таких карт, по сути, можно приравнять к проведению операций по договору банковского счета. Форма безналичных расчетов - платежными поручениями, по аккредитиву инкассо, чеками или путем использования банковских карт - не является признаком, позволяющим выделить договор, заключаемый между банком и владельцем карты, в самостоятельный вид, отличный от договора банковского счета.

Отметим, что Президиум ВАС РФ высказался по поводу уведомления лишь налоговых органов об открытии или о закрытии карточного счета. Представляется, что аналогичный подход целесообразно использовать и при решении вопроса о том, сообщать или нет об этих фактах в фонды. Иными словами, об открытии или о закрытии карточного счета безопаснее уведомить еще ПФР и ФСС РФ.

Примечание. Президиум ВАС РФ указал, что расчеты с помощью банковских карт, по сути, можно приравнять к проведению операций по договору банковского счета. Значит, об открытии и о закрытии карточных счетов нужно уведомлять контролеров.

Суды исчисляют срок подачи сообщения об открытии или о закрытии счета со дня, когда организация получила из банка уведомление об этом

По мнению ФНС России, датой открытия или закрытия счета является дата внесения банком соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов, которая должна вестись в каждой кредитной организации (Письмо от 02.09.2005 N ШС-6-24/733@). Поэтому налоговики утверждают, что семидневный срок для направления уведомления об открытии или о закрытии банковского счета исчисляется со дня внесения соответствующей записи в указанную книгу регистрации.

Нередко сообщение банка об открытии или о закрытии счета доходит до клиента с опозданием, когда семидневный срок для уведомления контролеров уже истек. Президиум ВАС РФ указал, что налогоплательщика нельзя оштрафовать за несвоевременное представление в инспекцию сведений об открытии или о закрытии счета, если он поздно узнал об этом факте (Постановление от 20.07.2010 N 3018/10). Семидневный срок в данном случае нужно исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии или о закрытии счета, то есть когда он получил от банка соответствующее сообщение.

Примечание. Налогоплательщика нельзя оштрафовать за несвоевременное представление в инспекцию сведений об открытии или о закрытии счета, если он поздно узнал о том, что ему был открыт или закрыт банковский счет.

Похоже, налоговики наконец-то согласились с таким подходом. ФНС России включила Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 3018/10 в Обзор судебных актов по налоговым спорам, которыми надлежит руководствоваться инспекторам на местах (п. 53 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@). Впрочем, суды и до появления указанного Постановления Президиума ВАС РФ чаще всего приходили к выводу, что штраф на организацию или предпринимателя в подобной ситуации неправомерен. Ведь сообщить о закрытии банковского счета они могут только после получения из банка соответствующей справки или иного документа. Поскольку закрытие счета предполагает проведение банком определенных мероприятий, то момент расторжения договора банковского счета и момент закрытия счета могут не совпадать по времени.

Закрытие счета по инициативе банка без уведомления клиента освобождает последнего от штрафа за несообщение контролерам об этом

Банк вправе в одностороннем порядке закрыть счет клиента, если в течение двух лет на этом счете не было денежных средств и операции по счету не проводились. О своем намерении банк обязан письменно предупредить клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по окончании двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если, конечно, на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.Вместе с тем направление банком в адрес организации или предпринимателя уведомления о намерении закрыть счет не является основанием для того, чтобы по истечении двух месяцев и семи дней со дня отправки привлекать их к ответственности за несообщение контролерам о закрытии счета. Семидневный срок для подачи налогоплательщиком уведомления должен исчисляться с момента получения им от банка справки или иного документа, подтверждающего закрытие счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 3018/10).

Если банк закрыл счет, не предупредив организацию об этом, ее нельзя оштрафовать за несообщение или несвоевременное сообщение в инспекцию и фонды об этом факте. Ведь компания не располагала точной информацией о дате закрытия счета. Причем такого же мнения придерживаются не только суды, но и налоговые органы.

Примечание. Если банк закрыл счет, не предупредив об этом организацию, ее нельзя привлечь к ответственности за несообщение или несвоевременное сообщение в инспекцию и внебюджетные фонды о закрытии счета.

Наличие ошибок в сообщении об открытии или о закрытии счета нельзя приравнять к его неподаче

Бывает, компании или предприниматели, своевременно сообщая контролирующим органам об открытии или о закрытии счета, допускают ошибки или неточности при заполнении соответствующего уведомления. Например, пропускают цифру или делают опечатку в номере счета, наименовании банка либо иных реквизитах. Суды придерживаются мнения, что при таких обстоятельствах налогоплательщика нельзя оштрафовать по ст. 118 НК РФ. Ведь в ней предусмотрен штраф за нарушение семидневного срока, отведенного для уведомления инспекции об открытии или о закрытии счета в каком-либо банке. Ответственность за подачу недостоверных сведений об открытых или о закрытых счетах не установлена (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2008 N А56-54014/2007).

Такой же логики следует придерживаться и в том случае, если организация допустила ошибку в сведениях об открытии или о закрытии счета, направленных в ПФР или ФСС РФ. Тем более что согласно ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ штраф установлен только за нарушение срока уведомления фондов об этих фактах.



Также в фокусе: