Проверки и штрафы. Выгодно ли государству проверять бизнес?

„ … Причем некоторые ведомства признают, что в подавляющем большинстве случаев их сотрудники проводят выездные проверки, а на документарные, то есть невыездные проверки, у них приходится менее 3 процентов …”
В фокусеБизнес и правоШтрафы → Проверки и штрафы. Выгодно ли государству проверять бизнес?

Прокуратура отклонила более половины просьб о проведении выездных внеплановых проверок со стороны Ростехнадзора, Росстандарта, Росздравнадзора и Росалкогольрегулированиа, а со стороны Рособрнадзора и Росреестра — соответственно 87% и 73%.

Проверка одной компании обходится государству в среднем более 30 тысяч рублей
В прошлом году федеральные, региональные и муниципальные чиновники провели 2, 6 миллиона проверок бизнеса. Армия «контролеров» всех уровней составляет более 161 тысяч человек, в общей сложности они потратили на проверки более 12 миллионов рабочих дней и выявили 1, 7 миллиона правонарушений.
Такие данные содержатся в докладе Минэкономразвития России о состоянии государственного контроля (надзора) в России. Выдержки из него есть в распоряжении «РГ».
Доклад уже направлен в правительство, рассказывает замдиректора департамента государственного регулирования в экономике министертсва экономического развития Евгений Ковтун. Столь масштабное исследование, по его словам, проведено впервые. Его отчет занял более 370 страниц.
Цель сбора информации — оценить реальную нагрузку на бизнес и понять, насколько эффективно работают контролирующие органы государственной власти. Особенно это важно для малого бизнеса.
Толчком к исследованию послужил принятый два года назад закон № 294-ФЗ, по которому плановые проверки бизнеса могут проходить не чаще одного раза в три года, а внеплановые — по согласованию с прокуратурой. Но до сих пор, поясняет Ковтун, никакой статистики по проверкам не было, существовали только экспертные оценки бизнес-объединений. Законов об облегчении административного давления на предпринимателей вроде бы принято достаточно. А они все равно жалуются на плохой бизнес-климат. Теперь вести разговор и делать соответствующие выводы, в том числе о бизнес климате в стране можно будет предметно, с цифрами на руках и, предполагает Ковтун.
Статистика для доклада собирается ежеквартально, министерство разработало специальную систему мониторинга, данные в нее должны предоставлять федеральные и региональные контролирующие органы, муниципалитеты. Правда, пока наиболее полные данные существуют по федеральным органам госвласти. На них, по данным министерства, в прошлом году пришлось 93 процента всех проверок. По словам вице-президента «Деловой России» Николая Остаркова, усиления давления со стороны контролеров бизнес не замечает. Но и намного лучше тоже не стало.
Самыми активными были МЧС, Роспотребнадзор, ФНС, Ростехнадзор и МВД. Это, правда, не означает, что именно эти ведомства больше всех «давили» бизнес — большое количество проверок связано с характером работы контролирующих органов. Количество плановых и внеплановых проверок распределяется примерно поровну. В среднем каждое предприятие проверяется контролерами один раз в пять лет. А вот что вызывает настороженность министерства — это достаточно большое количество выездных проверок, на них приходится 86 процентов от общего количества таких мероприятий. Причем некоторые ведомства признают, что в подавляющем большинстве случаев их сотрудники проводят выездные проверки, а на документарные, то есть невыездные проверки, у них приходится менее 3 процентов. И если в случае с МЧС или Ростехнадзором это понятно, объекты надо осматривать на месте, то удивительно, что в числе самых «выездных» оказалась, например, Федеральная служба по финансовым рынкам, которая по большей части работает с документами, признает Ковтун. С такими оценками министерства согласен и бизнес. Каждая выездная проверка стоит бизнесу времени и денег: контролерам надо предоставлять отдельное помещение, отвлекать для работы с ними бухгалтерию, задействовать оргтехнику, сетует Остарков. Особенно трудно это для небольших предприятий.
Какие-либо нарушения были выявлены более чем в 60 процентах проверок, в подавляющем большинстве случаев — это нарушение обязательных требований законодательства. Контролеры в итоге наложили больше двух миллионов административных штрафов на 258 миллиардов рублей. Правда, если вычесть из общей суммы штрафы, наложенные Росфиннадзором и Федеральной антимонопольной службой, то в бюджет они принесли всего 12 миллиардов рублей. У этих двух ведомств по закону есть право штрафовать на большие суммы. Меньше всего предпринимателей штрафовали МВД и Россельхознадзор.
Наибольшее количество штрафов наложено на юридических лиц, но без Росфиннадзора и ФАСа получится, что на предприятия пришлось всего 53, 6 процента штрафов. А остальную сумму причиталось выплатить гражданам, индивидуальным предпринимателям и должностным лицам. Для гражданина средняя сумма штрафа составила 1, 9 тысячи рублей, для должностного лица — 3, 6 тысячи рублей, 4, 5 тысячи рублей должен был заплатить в среднем каждый оштрафованный индивидуальный предприниматель . Средний штраф на предприятие без ФАСа и Росфиннадзора составил 27, 8 тысячи рублей. Правда, как уточняет Остарков, полностью ориентироваться на эти суммы все-таки нельзя. Если вычесть из общего количества предприятий фактически недействующие, фирмы-однодневки, сумма штрафов будет больше. К тому же никто не оценивает нелегальные платежи, добавляет он.
Просто замечательные, близкие к европейским, показатели по взысканию штрафов. В среднем 70 процентов от общей суммы без учета данных ФАС России и Росфиннадзора. Не должен вызывать сомнений, судя по данным министерства, и профессионализм контролеров. По итогам прошлого года были признаны недействительными результаты всего 0, 3 процента от общего числа проведенных проверок — это 8275 проверок. Из них, на решения судов приходится 74 процентов. «Это прорыв, — говорит Ковтун. — До сих пор считается, что дела в судах предпринимателями выигрываются по чистой случайности, в особенности если это касается представителей малого бизнеса. Но статистика показывает, что дела обстоят не так уж плохо. Кроме того, часто решения нижестоящих органов отменяются вышестоящим начальством». Остарков, впрочем, считает, что на самом деле предприниматели просто-напросто предпочитают не обращаться в суд: они смирились с проверками, воспринимают решения как должное.
При этом с прошлого года в том случае, если контролеры проводили проверки с нарушением требований законодательства, к ним могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Но пока они были применены только для 1, 6 тысячи проверок. От общего числа проверок, признанных недействительными, это составляет всего 18, 7 процента. Это норма новая, она применяется только с августа прошлого года, объясняет показатель Ковтун. По идее, он должен стремиться к 100 процентам.
В прокуратуру органы федеральной власти направили на согласование более 40 тысяч заявлений о проведении выездных внеплановых проверок, больше трети из них было отклонено. То есть прокуратура сочла эти заявления необоснованными. Но у некоторых ведомств процент отклоненных проверок значительно выше. Так, Ростехнадзору, Росстандарту, Росздравнадзору и Росалкогольрегулированию прокуратура отклонила более половины таких просьб. А Рособрнадзору и Росреестру не разрешила соответственно 87 и 73 процента проверок, по которым были направлены заявления.
Кстати, не исключено, что именно данные о числе отклоненных проверок, наложенных и взысканных штрафов и станут поводом для выводов, которые сделает правительство об эффективности работы контролирующих органов. Ведь работа каждого ведомства, его сотрудника и отдельной проверки стоят казне денег. И немалых. Так, затраты бюджетов всех уровней на одного сотрудника контролирующих органов составляют более 550 тысяч рублей в год, каждое контрольное мероприятие обходится в 31, 2 тысячи рублей. При этом в Россельхознадзоре на каждое выявленное нарушение тратится 949 тысяч рублей, в Росохранкультуре — 217 тысяч рублей, в Росрыболовстве — 127 тысяч рублей. Впрочем, эти данные, поясняет Ковтун, еще нуждаются в уточнении. Проблема в том, что пока у ведомств нет единого подхода к тому, как именно считаются затраты. «Поэтому эти данные мы еще будем уточнять», — говорит Ковтун. Сейчас, по информации министерства, сумма уплаченных штрафов к объему выделяемых средств составляет 14, 8 процента.
По мнению Остаркова, эффективность работы ведомств «привязывать» к штрафам неправильно. Они и без того нацелены исключительно на сбор штрафов, считается, что если пришел с проверкой, обязательно должен что-то найти. И только в этом случае результат считается положительным. На самом деле акцент надо делать на взаимодействие, контролеры должны помогать, объяснять бизнесу, как избежать нарушений. По словам Ковтуна, в следующем году для подготовки очередного доклада министерство намерено установить обратную связь с бизнесом. Будет продолжена работа по унификации сведений, представляемых ведомствами. Но первый шаг к публичности информации об осуществлении органами контрольно-надзорных полномочий уже сделан, оценивать ее и делать выводы теперь может не только минэкономразвития, но и граждане, говорит Ковтун.



Также в фокусе: