Как выгоднее организовать грузоперевозки по России и за рубежом

„ … Поэтому особенно тщательно нужно подходить к содержанию этого договора, чтобы при возникновении разногласий с налоговыми органами его нельзя было переквалифицировать обратно в договор оказания услуг по перевозке …”
В фокусеБизнес направленияВнешнеэкономическая деятельность → Как выгоднее организовать грузоперевозки по России и за рубежом

Как выбрать, применять ЕНВД по перевозкам или нет. Чем выгодно простое товарищество с иностранной организацией. Что дает разделение договора международной перевозки на части.

Компании-грузоперевозчики имеются почти в каждом холдинге. И расходы на транспортировку нередко составляют значительные суммы.

В то же время есть возможность спланировать работу транспортных компаний так, чтобы уменьшить налогообложение их деятельности. Например, с помощью привлечения скрыто аффилированного иностранного партнера или отказа от ЕНВД (или, наоборот, применения). Рассмотрим подробнее предложенные способы.

КОМПАНИЯ МОЖЕТ САМА РЕШИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ ЛИ ЕЙ НА УПЛАТУ ЕНВД

В некоторых регионах грузоперевозки переведены на ЕНВД. Несмотря на то что применение «вмененки» - это обязанность, а не право, компания может регулировать этот вопрос самостоятельно.

В частности, на указанный спецрежим переводятся только те компании, которые имеют на правах собственности или иных правах не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, если у компании количество автомобилей превышает этот предел, то для перехода на ЕНВД она может создать вторую компанию с аналогичной деятельностью и передать ей (продать, вложить в уставный капитал) «лишний» транспорт.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ирина НАЗАРОВА, старший юрисконсульт консалтинговой группы «АСВЕДИ»:

- При создании второй компании следует учитывать необходимость наличия деловой цели, отличной от налоговой экономии (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53). Чтобы дробление бизнеса не стало причиной претензий со стороны налоговиков, оно должно иметь реальный, а не номинальный характер. Компаниям нежелательно быть явно или скрыто аффилированными, не стоит переводить часть персонала из одной компании в другую.

Юлия ПОНОМАРЕНКО, налоговый консультант ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»:

- Замечу, по мнению Минфина России, при расчете общего количества автотранспортных средств для перевода на ЕНВД не учитываются машины, которые не используются для оказания платных услуг. К ним относятся автомобили, используемые исключительно для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (письма от 06.03.08 № 03-11-04/3/106, от 26.11.07 № 03-11-04/3/459). Подчеркну, что это послабление не распространяется на те транспортные средства, которые организация одновременно использует и для оказания платных услуг, и для собственных нужд. Такой транспорт учитывается при расчете общего количества для определения права применения ЕНВД.

Если у компании автопарк менее 20 единиц и ей необходимо перейти на общую систему налогообложения, то достаточно заключить договор простого товарищества. Поскольку компании, выполняющие услуги в рамках договора простого товарищества, применять ЕНВД не могут (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

Кроме того, можно взять в аренду дополнительно несколько автомобилей. Ведь для применения ЕНВД учитываются все автомобили, принадлежащие компании на любых правах: пользования, владения, распоряжения, собственности (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Более того, поскольку от привлеченного транспорта требуется лишь фактическое наличие, а не фактическое использование, его технические характеристики могут быть очень невысоки.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Такие варианты налогового планирования и выбора применимого режима налогообложения соответствуют законодательству. Поэтому претензий возникнуть не должно.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ирина НАЗАРОВА, старший юрисконсульт консалтинговой группы «АСВЕДИ»:

- В случае если компания-грузоперевозчик входит в состав холдинга, не всегда целесообразно выделять ее в отдельное юридическое лицо. Иногда выгоднее оформить структурное подразделение, например транспортный отдел. Тогда при доставке собственной продукции компания может самостоятельно выбирать режим налогообложения, включая ее в цену товара или оформляя отдельным договором.

ПРИ ЭКСПОРТЕ ПУТЬ РАЦИОНАЛЬНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ЧАСТИ

Если пункт отправления или назначения находится за пределами России, транспортная компания может сэкономить на налогах, разделив трассу на российскую и зарубежную части. По части трассы, находящейся за границей, груз выгоднее поручить везти дружественному иностранному грузоперевозчику.

Дело в том, что, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются российскими налогами доходы от перевозок, осуществляемых исключительно между пунктами, находящимися за пределами России. Перевозка груза по иностранной территории как раз соответствует этому определению.

В частности, доход кипрского перевозчика будет облагаться по ставке 10 процентов (согласно Закону Республики Кипр о налоге на прибыль от 2002 года, Income Tax Law of 2002). Что намного ниже, чем в России (24%).

Таким образом, заказчик услуг (не обязательно дружественный) заключает с российским перевозчиком договор на одну часть пути, а с иностранной транспортной компанией-на другую.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Использование услуг иностранных перевозчиков (даже если налогообложение их доходов осуществляется в размере меньшем, чем в Российской Федерации) не должно рассматриваться с точки зрения получения необоснованной налоговой выгоды.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Юлия ПОНОМАРЕНКО, налоговый консультант ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»:

- Этот вариант позволит также сэкономить на российском НДС на участке зарубежной трассы. Ведь при перевозке грузов иностранной организацией между пунктами, находящимися за пределами нашей страны, Российская Федерация не признается местом реализации услуг по перевозке (ст. 148 НК РФ). А в соответствии со статьей 146 НК РФ такие услуги не являются объектом налогообложения. Следовательно, у заказчика не возникает обязанностей по исчислению и удержанию НДС при выплате вознаграждения иностранному перевозчику.

Александр МИРОНОВ, аудитор ЗАО «Консалтингаудит "Уральский союз"»:

- Данная схема применима только с дружественной иностранной компанией. Солидные зарубежные транспортные организации вряд ли согласятся на такой способ работы.

ИНОГДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЭКСПОРТНОГО ТОВАРА ВЫГОДНЕЕ ПЛАТИТЬ НДС ПО СТАВКЕ 18 ПРОЦЕНТОВ

Если товар на экспорт транспортируется в ближайшее зарубежье, разделение пути будет выгодно и в отношении НДС. Дело в том, что услуги по вывозу товаров на экспорт облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но эту ставку необходимо подтвердить в инспекции, собрав значительный пакет документов (ст. 165 НК РФ). До момента такого подтверждения перевозчик не может заявить вычет по расходам, произведенным при оказании данных услуг. Помимо задержки вычета, компании-перевозчику придется потратить время и деньги на сбор полного пакета документов. Этих потерь можно избежать, если исчислить НДС с услуг по перевозке по ставке 18 процентов. В связи с увеличением ставки группа взаимосвязанных компаний ничего не потеряет: тот НДС, который заплатит перевозчик в бюджет, заказчик услуг сможет заявить в форме вычета из бюджета. Если у заказчика по итогам отчетного периода НДС был к уплате, то его уменьшение на сумму допналога произойдет в том же периоде, когда перевозчик уплатит его в бюджет.

В результате компания-перевозчик сможет быстрее заявить вычет и избежит трат на сбор пакета документов, подтверждающих нулевую ставку.

Однако налоговики могут счесть, что в этом случае документы оформлены неправильно (письмо ФНС России от 13.01.06 № ММ-6-03/18). И у компании - заказчика услуг не возникает права поставить к вычету НДС по такой ставке. Более того, с мнением чиновников согласны и арбитры (постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.05 № 9252/05).

МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Светлана НЮЧЕВА, финансовый директор ООО «Белый дом»:

- Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по услугам перевозки экспортного товара применяется нулевая ставка НДС. При этом налогоплательщик не вправе произвольно, по своему усмотрению ее изменять (постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.06 № 16305/05).

Чтобы не вызывать подобных претензий, можно весь маршрут следования товара разделить на две части: незадолго до таможни и после таможни. На одну часть пути оформить договор с российской компанией, не имеющей допуска к международным перевозкам, а на другую часть пути, очень короткую, - с другой дружественной российской компанией. В этом случае путь, пройденный до таможни, не будет связан с экспортом и, значит, обоснованно облагается по ставке 18 процентов. Ведь до того момента, пока товар не помещен под режим экспорта, нулевую ставку применить нельзя. Более того, способ работает и тогда, когда компания (первый перевозчик) изначально знает о том, что товар пойдет на экспорт (постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 10249/07).

Та же компания, которая транспортирует товар оставшуюся часть пути, заявит нулевую ставку. Но поскольку сумма вычета НДС по расходам будет невелика, то здесь потеря времени для сбора документов не приведет к налоговым потерям.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Предлагаемое планирование дистанции пути относится непосредственно к порядку осуществления хозяйственной деятельности организации. А в статье 3 НК РФ прямо указано, что не допускается создавать препятствия для не запрещенной законом экономической деятельности организаций.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Светлана НЮЧЕВА, финансовый директор ООО «Белый дом»:

- К сожалению, не всегда можно выгодно для компании применить этот способ - разделить маршрут следования до таможни и после нее. Судя по моей практике, маршрут следования товара после таможни длиннее и стоимость услуг перевозки дороже. Сумма этих расходов очень весома и подпадает под нулевую ставку НДС, поэтому вычет можно получить только после сбора документов и подтверждения экспорта.

ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО С НЕРЕЗИДЕНТОМ ВЫГОДНО

Российский перевозчик сможет сэкономить, организовав простое товарищество с иностранной организацией для оказания транспортных услуг именно на территории России. Участие в простом товариществе не влечет для нерезидента создание постоянного представительства (п. 6 ст. 306 НК РФ). Само по себе простое товарищество льгот не дает, и доход от совместной деятельности в части, причитающейся иностранному партнеру, относится к доходам от источников в РФ и облагается налогом на прибыль в России по ставке 20 процентов (п. 2 ст. 310 НК РФ).

Однако в соглашениях России об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами имеется положение, согласно которому прочие доходы, не поименованные в этом документе, должны облагаться в государстве резидентства. А доходы от совместной деятельности там обычно отдельно не упоминаются. В частности, не упомянуты они в соглашениях с Кипром (п. 1 ст. 22 соглашения между правительствами РФ и Республики Кипр от 05.12.98), с Германией (ст. 22 соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96), с Люксембургом (п. 1 ст. 21 соглашения между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.93) и др.

Поскольку международный договор РФ имеет приоритет перед НК РФ (ст. 7 НК РФ), доходы от совместной деятельности в части иностранной компании российским налогом на прибыль облагаться не будут. То есть простое товарищество с компаниями из этих стран поможет сэкономить.

Отметим, что если отечественная компания будет оказывать услуги по международным перевозкам, то приведенные рассуждения не подойдут, поскольку международные перевозки прямо упомянуты в соглашениях об избежании двойного налогообложения. Вместе с тем доходы от услуг по международным перевозкам (и совместной деятельности в этой сфере) соглашения требуют облагать налогом в стране резидентства (ст. 8 всех приведенных выше соглашений). Значит, и в этом случае доход от совместной деятельности в части дохода иностранной компании российским налогом облагаться не будет.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Юлия ПОНОМАРЕНКО, налоговый консультант ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»:

- При создании простого товарищества с иностранной организацией следует принимать во внимание, что в отношении НДС именно российский участник исполняет обязанности плательщика этого налога (ст. 174.1 НК РФ). При этом он должен обеспечить ведение раздельного учета операций, осуществляемых самостоятельно, и операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества. В противном случае он не сможет заявить вычет.

УСЛУГИ ПО ЭКСПЕДИЦИИ МОЖНО ПЕРЕДАТЬ НЕРЕЗИДЕНТУ

Другой способ экономии - разделить данную услугу на транспортировку и экспедицию и передать услуги по экспедиции дружественной перевозчику иностранной компании. Напомним, что Налоговый кодекс обязывает облагать налогом доходы иностранных компаний от международных перевозок (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ). Вместе с тем иностранная фирма может оказывать не услуги по грузоперевозкам, а транспортно-экспедиторские услуги.

По договору транспортной экспедиции исполнитель организует выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Экспедитор может нанимать перевозчика от своего имени либо от имени клиента. То есть иностранная компания выступает организатором перевозки, нанимающим российскую фирму для непосредственной транспортировки.

В силу того что в подпункте 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ упомянуты лишь услуги по перевозкам, транспортно-экспедиторские услуги не приводят к образованию постоянного представительства и не облагаются налогом на прибыль. Отметим, что такого же мнения придерживаются и суд (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.08.07 № КА-А40/ 7815-07-П), и чиновники (письма Минфина России от 03.04.08 № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 18.02.08 № 20-12/015227). Значит, транспортно-экспедиторские услуги облагаются налогом лишь тогда, когда оказаны через постоянное представительство.

В результате часть дохода от грузоперевозок в виде транспортных услуг, поступая в собственность иностранной компании, облагаться российским налогом на прибыль не должна.

Доходы же российского перевозчика, полученные в качестве вознаграждения от дружественной иностранной экспедиторской компании, будут облагаться по российскому законодательству. При этом сумму вознаграждения можно установить так, что основная его часть будет причитаться экспедитору, а остальное - российскому перевозчику.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ирина НАЗАРОВА, старший юрисконсульт консалтинговой группы «АСВЕДИ»:

- Организациям, прибегнувшим к такому виду оптимизации, необходимо учитывать, что договоры на оказание транспортно-экспедиторских услуг всегда привлекали внимание проверяющих. Поэтому особенно тщательно нужно подходить к содержанию этого договора, чтобы при возникновении разногласий с налоговыми органами его нельзя было переквалифицировать обратно в договор оказания услуг по перевозке.

Ранее некоторые компании сдавали автомобили в аренду, чтобы перейти на ЕНВД. И чиновники им в этом не препятствовали (письмо Минфина России от 27.03.06 № 03-11-04/3/162). Сейчас финансовое ведомство изменило свою точку зрения и считает (письмо от 12.02.08 № 03-11-04/3/60), что учитываться должны все автомобили, находящиеся на балансе компании. Таким образом, этот способ перехода на ЕНВД небезопасен.

Также не имеет смысла передавать автомобили обособленному подразделению в другом регионе. По мнению Минфина, при расчете ЕНВД необходимо учитывать все автомобили во всех регионах (письмо от 15.11.07 № 03-11-04/3/440).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр МИРОНОВ, аудитор ЗАО «Консалтингаудит "Уральский союз"»:

- Чиновники, как обычно, стараются закрутить гайки. Однако суды поддерживают налогоплательщиков, подчеркивая, что владеть автомобилем - не значит оказывать транспортные услуги. Если автомобили сданы в аренду, то при расчете ЕНВД они не учитываются (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.02.08 № Ф09-182/08-С3).



Также в фокусе: