Применение таможенного режима переработки

„ … При этом ответственность за возможные нарушения, допущенные любой из организаций, участвующих в переработке товаров на таможенной территории, а также за уплату налогов и таможенных пошлин возлагается на лицо, получившее Разрешение …”
В фокусеБизнес направленияВнешнеэкономическая деятельность → Применение таможенного режима переработки

Управление Федеральной налоговой службы по Московской области. Письмо № 23-01/0522 от 17/03/2008 (О применении таможенного режима переработки товаров на таможенной территории).

Комментируемое письмо было направлено Федеральной налоговой службой России территориальным подразделениям ФНС, в том числе по Мос-ковской области, для сведения и использования в работе. На первый взгляд про налоги в нем нет ни слова, речь идет исключительно об одном из таможенных режимов и о порядке оформления документов для его применения.

Соответственно, при изучении данного письма прежде всего возникает вопрос, почему налоговые органы настолько серьезно заинтересовались вопросами таможенного законодательства, что обратились в Федеральную таможенную службу России (ФТС России) за разъяснениями. Именно ответ ФТС России был направлен Федеральной налоговой службой для использования в работе региональными инспекциями.

Полагаем, ответ достаточно прост. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, при реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, налогообложение НДС осуществляется по ставке ноль процентов. Очевидно, именно поэтому налоговым органам действительно весьма необходима информация о факторах, которые потенциально могут рассматриваться как нарушение данного таможенного режима и, соответственно, препятствовать применению налогоплательщиками указанной ставки НДС.

Напомним, что в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории, согласно статье 173 Таможенного кодекса, ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.

Разрешение на помещение товаров под режим переработки на таможенной территории (далее — Разрешение) выдается таможенным органом с учетом конкретных обстоятельств на основании документов, предусмотренных статьей 180 Таможенного кодекса. Решение о выдаче Разрешения или об отказе в его выдаче должно быть принято таможней и доведено до сведения заявителя в течение 30 дней со дня получения от последнего всех необходимых для принятия решения документов. При этом общий срок рассмотрения заявления не должен превышать двух месяцев. Такой порядок установлен приказом ГТК РФ от 15.09.2003 № 1014 (в ред. приказа ФТС РФ от 08.06.2007 № 712), к которому дана отсылка в комментируемом письме.

Разрешение может получить любое заинтересованное лицо, даже если оно само не собирается непосредственно осуществлять переработку товаров на таможенной территории. На такое лицо возлагается обязанность по обеспечению соблюдения таможенного режима и ответственность, в том числе финансовая, налоговая и административная, за его нарушение. Полученное разрешение с письменного разрешения таможенного органа может быть передано другому лицу, на которое в этом случае переходят и указанные обязанность и ответственность.

Теперь рассмотрим, какие проблемы ФТС России разъяснила налоговым органам.

Во-первых, таможенники подтвердили, что непосредственную переработку товаров на таможенной территории могут осуществлять и лица, не имеющие разрешения на применение данного таможенного режима. Однако в этом случае такие лица должны быть внесены держателем Разрешения в перечень организаций-переработчиков (п. 12 Разрешения), причем по каждой такой организации должно быть также указано, какие именно товары она перерабатывает на таможенной территории.

Во-вторых, не каждая операция с товаром может считаться переработкой: исчерпывающий перечень таких операций приведен в статье 176 ТК РФ. В частности, переработкой считается ремонт, имеющий целью восстановление товаров, замену составных частей, восстановление потребительских свойств товаров.

Товары, переработка которых, в том числе ремонт, будет осуществляться на таможенной территории, должны быть в обязательном порядке приведены в пункте 2 Разрешения как «Товары для переработки».

Следует обратить внимание на то, что Разрешение должно быть получено заинтересованным лицом ранее, чем товары попадут на территорию Российской Федерации. В противном случае декларирование товаров, предназначенных для переработки, включая ремонт, в таможенном режиме «переработка на таможенной территории» не допускается.

В-третьих, если в ходе ремонта необходим демонтаж товара (снятие неисправной части, детали для проведения ее ремонта, в том числе другой организацией), то в перечне организаций-переработчиков должны быть указаны как компания, осуществляющая ремонт товара и снятие неисправной детали, так и организация, которая непосредственно осуществляет ремонт этой детали. Аналогично в перечне товаров, подвергаемых переработке на таможенной территории, должны быть указаны как сам товар, так и его ремонтируемая (неисправная) деталь. Между организациями и товарами, переработка (ремонт) которых осуществляется на таможенной территории, должно соблюдаться четкое соответствие. После проведения ремонта деталь товара возвращается компании для ее монтажа на товар.

При этом ответственность за возможные нарушения, допущенные любой из организаций, участвующих в переработке товаров на таможенной территории, а также за уплату налогов и таможенных пошлин возлагается на лицо, получившее Разрешение.

Наконец, в-четвертых, в качестве небольшого дополнения к предыдущему пункту ФТС России поясняет, что процесс ремонта составных частей (деталей) товара должен быть приведен в пункте 10 Разрешения, где описываются производственные процессы, осуществляемые в ходе переработки на таможенной территории.

На наш взгляд, в письме не хватает логического завершения, поскольку не рассмотрен вопрос о необходимых действиях держателя Разрешения, если информация о неисправности конкретной детали была выявлена только в ходе первичной диагностики причин поломки товара, в связи с чем и деталь, и процедура ее ремонта, и собственно ремонтная организация оказались не упомянутыми в Разрешении. Впрочем, отсутствие такого раздела можно легко объяснить, поскольку подобная ситуация является сферой заботы уже не налоговых органов, а налогоплательщика, получившего Разрешение.

Считаем необходимым кратко остановиться на данном практическом моменте, тем более что, к счастью, таможенным законодательством предусмотрен порядок устранения подобной проблемы. Пунктами 25–28 «Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории» (утверждена приказом ФТС России от 15.09.2005 № 867) регламентирована процедура внесения изменений в Разрешение при наличии соответствующих обстоятельств. Единственное условие: изменения, о внесении которых в Разрешение ходатайствует заявитель, не должны противоречить действующему таможенному законодательству.



Также в фокусе: