Франчайзинг в России

„ … Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54-я глава Гражданского кодекса, и в этом плане сходство украинского и российского франчайзинга проявляется наиболее сильно …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → Франчайзинг в России

Франчайзинг в России развивается с начала 1990-х годов, когда появились несколько отечественных компаний-франчайзеров (преимущественно в сфере общепита). Некоторые считают годом рождения российского франчайзинга 1993-й, когда компания «Баскин Робинс» (Baskin Robins) продала первую франшизу в России.

На начало 2009 года в стране работало порядка 450 франчайзеров. В течение почти 10 лет рост их числа происходил плавно, однако начиная с 2004 года отмечается бурное развитие франчайзинга, и, соответственно, увеличение количества франшиз. Распределение по сферам бизнеса в целом повторяет ситуацию в Украине: торговля (46%), общепит (22%), услуги (32%).

Самыми известными в России франчайзинговыми компаниями являются Subway, Ростик’с / KFC, Росинтер (бренды «IL Патио» и «Планета Суши»), Мастерфайбр, SELA, Savage, крупные нефтяные компании (джобберские сети). Многие российские франчайзеры имеют собственные и франчайзинговые объекты в других странах. В этом плане экспансия российского франчайзинга за рубеж выражена намного сильнее, чем, скажем, украинского.

Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году. Председатель Совета директоров — Александр Майлер. Ассоциация является членом World Franchise Council — Всемирного Совета по франчайзингу. РАФ занимается содействием в продвижении бизнеса членов ассоциации и их интересов перед государственными и прочими организациями, популяризацией франчайзинга. Организовывает и принимает участие в тематических выставках и конференциях, издает путеводители по франчайзингу, ведет онлайн-каталог франшиз «Вселенная франчайзинга». Членами ассоциации является более 40 компаний.

Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54-я глава Гражданского кодекса, и в этом плане сходство украинского и российского франчайзинга проявляется наиболее сильно. В марте 2009 года РАФ утвердила свои предложения по изменению 54-й главы ГК, которые призваны исправить наиболее существенные проблемы текущей редакции: терминологию, вопросы регистрации договоров, порядок раскрытия информации и т.д.

Из специализированных изданий о франчайзинге в России имеется только журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России» (непонятно, правда, выпускается ли он до сих пор). Зато в отличие от Украины, российские деловые СМИ пишут на тему франчайзинга чаще и лучше (к примеру, газета «Коммерсант», журналы «Секрет фирмы», «Управление компанией»). Кроме того, за последние годы в России было выпущено несколько книг о франчайзинге.

Крупнейшей выставкой по франчайзингу на просторах СНГ, стран Балтии и Восточной Европы вот уже 7-й год подряд является BuyBrand (проводится в сентябре в Москве). Конференции и семинары на тему франчайзинга проходят повсеместно, и не только в столице. Кстати, эксперты отмечают, что региональный франчайзинг особенно сильно развит в Пермском и Краснодарском крае, а также в Республике Татарстан.



Также в фокусе:
  • Франчайзинг в Украине
    Тем не менее, украинское законодательство о франчайзинге находится на примитивном уровне, что объясняется, видимо, слабой заинтересованностью властей в развитии этой формы ведения бизнеса
  • Франчайзинг в Казахстане
    Считается, что казахский франчайзинг обязан свои появлением заводу Coca-Cola, который был открыт в 1994 году по сублицензии турецкого лицензиара марки
  • Франчайзинг на юге стремительно набирает обороты
    Он отмечает что конечный объем вложений полностью зависит от запланированных расходов на рекламные мероприятия, материально-технической базы, затрат, связанных с организацией привлечения клиентов, и др
  • Франчайзинг в Узбекистане
    Это касается как популяризации самой идеи франчайзинга, так и активности предпринимателей, желающих купить франшизу для ведения бизнеса