Франшиза для маленьких

„ … Франчайзи самостоятельно управляет своим предприятием, полностью несет ответственность и риски своей деятельности, но каждое сколько-нибудь серьезное отступление от концепции он должен согласовывать с компанией-франчайзером …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → Франшиза для маленьких

Новая территория роста на карте российского малого бизнеса — центры раннего развития детей. На популярность этого формата работают всплеск рождаемости, произошедший в стране несколько лет назад, и нехватка детских садов и яслей. А также относительно невысокий порог вхождения в бизнес.

Еще 3–4 года назад в российских городах даже с полумиллионным населением вряд ли можно было обнаружить более одного–двух центров раннего развития. Сегодня счет идет на десятки, причем заведения похожих концепций (детские клубы, студии, центры) могут работать практически в соседних домах, не чувствуя особой конкуренции. Только в Москве сейчас насчитывается более 700 детских заведений, которые позиционируют себя как развивающие центры, имеют «ареал влияния» в границах одного спального района и предлагают для развития ребенка стандартный набор услуг с некоторыми вариациями.

Бизнес-формат можно назвать вполне актуальным по целому ряду причин. Рождаемость в России заметно прибавила с 2008 года (достаточно сказать, что в 2011-м родилось на полмиллиона детей больше, чем годом ранее), притом что детской инфраструктуры намного больше не стало — даже с учетом «расконсервирования» детских садов, закрытых за время демографического провала. Идеи раннего развития вполне импонируют современным молодым родителям. Кроме того, в открытии подобных центров нередко бывают заинтересованы местные власти, которые, как правило, готовы поддерживать их грантами, помощью в аренде подходящего помещения и прочими мерами.

Рынок детских образовательных услуг прирастает в основном за счет несетевых заведений, которые часто открывают педагоги, медики и просто группы инициативных и предприимчивых родителей. Франшиз здесь до сих пор наблюдается очень мало, а сколько-нибудь заметных сетей — и того меньше. Самая крупная — сеть домашних студий на сегодня - «Сёма», основана в 2007 году, насчитывает более 300 заведений.

Примечательно, что в этом сегменте пока еще не успели сказать свое слово зарубежные франчайзеры, да и вряд ли они способны здесь добиться быстрого успеха: репутацию своих брендов в нашей стране им придется строить с нуля, а бизнес-модель — адаптировать к российским условиям. Опять же большинство наших сограждан по традиции ценит отечественное образование выше, чем западные программы обучения (исключение — школы лидерства, детский фитнес и раннее языковое развитие).

Имеющиеся на рынке франшизы, как это принято и в других сегментах, обычно существуют в нескольких вариантах — для крупных городов (детские центры) и для небольших населенных пунктов и спальных районов (детские клубы и студии). Последние, как правило, требуют гораздо меньше инвестиций в открытие предприятия, предоставляют более ограниченный круг услуг и располагаются на компактной площади. По словам Галины Кукушкиной, гендиректора компании «Крошка Ру», такая градация позволяет охватить максимально большое число регионов и городов, занять рынок — как в крупных населенных пунктах, так и в отдельно взятых районах города.

Вполне резонный вопрос: что лучше — открывать центр самому или покупать франшизу? Франчайзинг сейчас на пике интереса, его плюсы и минусы перечисляются повсеместно во многих публикациях. Так что в рамках данной статьи достаточно коротко упомянуть две стороны одной медали: франшиза — это готовая и апробированная успешная бизнес-концепция, однако для того, чтобы данный бизнес оказался столь же успешным и у франчайзи, покупателю франшизы нужно строго соблюдать формат, придерживаться заданных франчайзером ограничений.

Франчайзи самостоятельно управляет своим предприятием, полностью несет ответственность и риски своей деятельности, но каждое сколько-нибудь серьезное отступление от концепции он должен согласовывать с компанией-франчайзером. Например, в случае с франшизой детского развивающего центра предприниматель не сможет на свое усмотрения расширять или менять образовательную программу — каким бы энтузиастом педагогики и новых методик обучения он ни был. В этом смысле самостоятельное «плавание» сулит б<о’>льшую свободу — и одновременно б<о’>льшую неопределенность в смысле бизнес-рисков.

Несетевые концепции детских центров для сокращения издержек стремятся максимально расширить целевую аудиторию: утром проводят занятия с малышами (лепка, танцы, музыка, ритмика, рисование, основы счета), ближе к обеду — уже с младшими школьниками (чистописание, техника чтения, английский, театральное искусство), а вечером освободившееся помещение отдают под занятия для взрослых — английский язык, йога и т. д. Часто спектр оказываемых услуг расширяют за счет подготовки к родам будущих мам, тем более что всегда есть шанс на продолжение отношений с клиентом и в будущем — после того как женщина родит ребенка.

Сетевые центры развития, как правило, не размывают подобным образом свою аудиторию. Их услуги строго систематизированы, предоставляются по определенной методике и в соответствии с единой для всей сети программой занятий, что сказывается в конечном итоге на уровень оказываемых услуг. Так, в компании «Крошка Ру» большое внимание уделяется именно качеству обслуживания клиентов, для чего франчайзер регулярно проводит тренинги не только для педагогического состава партнеров, но и для администраторов, в центрах сети используются собственные авторские разработки для обучения детей, и франчайзер ежегодно предоставляет партнерам обновление программ с подробными методическими рекомендациями.

К несомненным плюсам франшизы нужно отнести в первую очередь обучение и поддержку, которую оказывает франчайзер при открытии и дальнейшей работе центра развития: консультирование по различным вопросам ведения бизнеса, помощь в подборе, обучении и переподготовке специалистов, контроль качества оказываемых услуг.

Немало найдется мам, которые, пока их чадо не подросло, мечтают открыть свой детский клуб. Исходят они, разумеется, из собственных потребностей: ребенка некуда водить (а если и есть куда — занятия ведутся по «неправильным» методикам), да и самим хотелось бы заняться интересным делом — притом что собственный ребенок будет всегда рядом… Денег на открытие детской студии потребуется от 1 млн. рублей, для открытия полноценного центра раннего развития практически в два раза больше. Но самое главное — специфика работы с детьми такова, что накладывает определенные ограничения: требуются профессиональные педагоги и охрана, важно соблюдать санитарные нормы, иметь серьезную юридическую поддержку и т. д. Так что на поверку детский бизнес оказывается не таким уж простым. Тем более что, как показывает практика – открыть детский развивающий центр проще, чем выстроить весь функционал, чтобы центр работал как часы. А в таких случаях как раз и приходит на помощь франчайзинг.



Также в фокусе:
  • Почему франшиза так популярна сегодня?
    Во многом такой интерес подхлестнули новые для российского рынка банковские продукты по кредитованию этого вида бизнеса и внимание представителей власти к вопросу франчайзинга
  • Карамельная франшиза из Испании
    Но, во-первых, это банально, во-вторых, подобные проекты достойного уровня требуют сумасшедших инвестиций, да и опыт с рестораном у меня уже был - десять лет назад мы с мужем открывали кофейню в Нижнем Новгороде
  • Какие франшизы не боятся рецессии?
    На чешском рынке франчайзинга сегодня наблюдается значительная активность, и все больше американских брендов сейчас стремятся быть представленными в Чешской Республике и других странах Восточной Европы
  • О выборе франшизы
    Справедливости ради скажу, что мигранты работают во всех типах заведений, но именно в кафе с их более высокой текучестью кадров чаще возникают проблемы в отношениях с гостями и контролирующими органами