Основные риски первых партнеров - франчайзи?

„ … Вступив в такую систему, Вы будете испытывать трудности не только из-за недостатка собственных знаний, но еще из-за отсутствия опыта у правообладателя …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → Основные риски первых партнеров - франчайзи?

Разумно ли становиться одним из первых франчайзи в только что начавшей развиваться сети? Конечно, заманчиво стать одним из родоначальников бизнеса, который, возможно, ждет огромный успех в будущем. Кроме того, быть первым выгодно. Молодые франшизы всегда стоят меньше, чем готовый бизнес от опытных франчайзеров. Основной риск заключается в том, что некоторые новые франшизы не выдерживают конкуренции и закрываются, так и оставшись неизвестными.

Прежде чем начинать развитие по франшизе от молодой и незнакомой фирмы, нужно взвесить все плюсы и минусы. Большинство предпринимателей думают, что начинающие компании-франчайзеры - это небольшие старт-апы. На самом деле, существует три типа предприятий, которые чаще всего совершают переход к развитию по франчайзингу. В их число входят и крупные компании с большим опытом работы на рынке. Все эти предприятия объединяет одно - они предлагают Вам вложить деньги во франшизу, которую еще не проверили на себе другие франчайзи партнеры.

Самые распространенные типы молодых компаний-франчайзеров:

1. Крупная компания, которая решила развиваться по франчайзингу. В этом случае предприятие имеет большой опыт работы и уже открыло несколько собственных объектов. Топ-менеджеры знают бизнес изнутри, им известны возможные ошибки и способы их избежать. Для перехода к франчайзингу необходимо лишь научиться эффективно работать с франчайзи, а не с сотрудниками. А между этими двумя категориями есть разница и очень большая. Открыть бизнес по франшизе такого начинающего франчайзера - это наименее рискованный вариант. Хотя и здесь могут возникнуть проблемы, связанные с «болезнями роста».

Что нужно выяснить, прежде чем подписывать франчайзинговый договор?

  • Чем учебная программа для потенциальных франчайзи отличается от обучения сотрудников?
  • Какую поддержку будет осуществлять франчайзер?
  • Готов ли правообладатель относиться к франчайзи партнеру, как к владельцу бизнеса?

2. Опытная компания, которая добавляет в сферу своей деятельности новое направление. Посмотрим правде в глаза, большинство компаний не станут менять или дополнять имеющуюся бизнес-модель, если она успешно и стабильно работает. Такой переход к франчайзингу часто осуществляют розничные операторы. Компания может иметь громкое имя и значительный опыт. Однако пока первые франчайзи не протестируют новую рабочую модель, нет гарантии ее жизнеспособности и рентабельности. Непроверенная концепция - это основной риск в данном случае.

Чтобы выявить подводные камни франшизы, нужно задать правообладателю следующие вопросы:

  • Какие исследования или тестирования подтверждают, что новая бизнес-модель работает не хуже старой?
  • Сколько объектов, работающих по старой концепции, были закрыты в течение последних двух лет?
  • Сколько еще точек планируется закрыть?
  • Какие изменения были внесены в уже работающую концепцию для поддержания новой?
  • Как будут распределяться маркетинговая поддержка и бюджет между двумя бизнес-моделями?

3. Молодая компания, решившая предлагать франшизу. В этом случае первый франчайзи партнер имеет возможность понаблюдать за деятельностью амбициозных предпринимателей. У них хватило смелости основать компанию, а затем еще и предлагать франшизу, не имея при этом никакого опыта. Кстати, именно так начинали многие крупные компании, которые сегодня известны во всем мире. Среди них McDonald’s, Subway и др. Тем не менее, эта категория предприятий предлагает самое рискованное развитие по франшизе. На каждую историю успеха приходятся десятки провалов. Вступив в такую систему, Вы будете испытывать трудности не только из-за недостатка собственных знаний, но еще из-за отсутствия опыта у правообладателя. Существуют два менее рискованных выхода. Найти компанию с уже проверенной репутацией, либо подождать пару лет, пока молодую бизнес-концепцию не опробуют другие франчайзи. Потенциальные франчайзи решившие рискнуть, в случае успешности бизнес-идеи могут быть с лихвой вознаграждены. Они станут пионерами, могут рассчитывать на выгодные условия сотрудничества и хорошие отношения с руководством.

Прежде чем открыть бизнес по франшизе, которую предлагает молодая и неизвестная никому компания, выясните:

  • Имеет ли руководство опыт работы по франчайзингу или оно будет пользоваться консультационной поддержкой специалистов?
  • Достаточно ли у компании средств, чтобы благополучно пережить начальный этап становления бизнеса?
  • Каков опыт и образование сотрудников, которые будут осуществлять обучение и поддержку франчайзи партнеров?
  • Какие скидки и льготы получат первые партнеры, рискнувшие начать развитие по франшизе, еще не протестированной на жизнеспособность?


Также в фокусе:
  • Предварительная самооценка и тщательный подбор франчайзи – залог успешной франшизы в будущем
    Поэтому франчайзеры и франчайзи перед подписанием договора должны убедиться, что для сотрудничества имеются и необходимые средства, и определенные личностные качества, которые необходимы для работы во франчайзинговой системе
  • 8 основных качеств франчайзи
    Перечисленные качества франчайзи в совокупности с достаточной финансовой поддержкой и должным опытом имеют большое значение для успеха в мире франчайзинга
  • Рынок франшиз в Белоруссии
    Но оценивая условия ведения бизнеса в Беларуси, можно отметить и преимущества: возможности Таможенного союза, недорогая рабочая сила, высокий уровень образования, низкий уровень коррупции
  • Как купить франшизу?
    Вам нужно узнать, как можно больше о выбранной франшизе, поэтому требуйте от франчайзера предоставить вам следующие сведения: история бренда; опыт развития сети, как положительный, так и отрицательный; информация об интеллектуальной собственности, права на которую будут передаваться франчайзи; размер выплат по франшизе, есть ли паушальный взнос, роялти, отчисления на рекламу и пр