Особенности международного финансового лизинга

„ … Для лизингополучателя действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, которая превышает рыночную стоимость лизингового имущества …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → Особенности международного финансового лизинга

АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК КАФЕДРЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Организация, если она намерена переоснастить производство или обновить парк транспортных средств, редко бывает в состоянии изъять из оборота значительные ресурсы, а следовательно, нуждается в финансировании данной сделки. Поэтому слово ЛИЗИНГ все чаще звучит в связи с необходимостью обновления основных фондов предприятий и подвижного состава транспортных организаций. Хотя такая форма инвестиционной деятельности появилась не вчера, тем не менее именно сейчас, когда остро встала проблема обновления основных фондов на предприятиях, закономерен повышенный интерес к такого рода операциям.

В настоящее время, когда Россия находится буквально на пороге вхождения в ВТО, назревает актуальный вопрос, а стоит ли связываться с российскими лизинговыми компаниями (банками и т. п. финансовыми структурами), быть может, стоит дождаться более «дешевых» и «длинных» ресурсов, предлагаемых западными финансовыми структурами? То, что предлагаемые ими ресурсы действительно окажутся более дешевыми и на более продолжительный срок, сомнений нет. Однако не стоит заниматься самообманом в ожидании «манны небесной». Вряд ли серьезный и надежный иностранный банк предложит российским компаниям дешевые денежные ресурсы, изучив финансовое и хозяйственное состояние абсолютного большинства российских компаний. Выгодные условия вновь получат только те компании, которые и без того имеют свободный доступ к недорогим ресурсам благодаря своей безупречной репутации, чьё присутствие в активах любого российского банка более чем желанно.

Тем не менее, любая компания имеет право на существование и успешное развитие независимо от объема их текущей деятельности. Тем более, что значительная часть российских финансовых компаний и банков, стараясь закрепиться на финансовом рынке и извлечь максимум прибыли, допускают гораздо большие риски, нежели иностранные коллеги, работая зачастую не с самыми прибыльными и надежными клиентами.

И вариант обновления (приобретения) основных фондов посредством финансового лизинга более чем приемлем для большинства отечественных предприятий вне зависимости от порядка цифр в валюте их балансов.

Итак, как выбрать лизинговую компанию и как вести себя потенциальному лизингополучателю, чтобы получить наиболее приемлемые условия в лизинговой компании, обратившись туда с твердым намерением приобрести/обновить производственные фонды?

1. Особенности выбора лизинговой компании

При выборе лизинговой компании стоит в первую очередь (лицензирование лизинговой деятельности отменено с 11.02.02 на основании вступления в силу ФЗ РФ от 08.08.01 № 128-ФЗ) обратить внимание на источники финансирования, которые она использует. В России сложились две крупные разновидности лизинговых компаний (ЛК):

  1. ЛК, созданные как дочерние структуры коммерческих банков (других финансовых учреждений, страховых компаний).
  2. ЛК, созданные при крупных предприятиях-производителях и продавцах промышленной продукции.

В странах с богатой «лизинговой» историей существуют и третий вид: ЛК, работающие в основном на собственных ресурсах, образовавшихся за счет процесса реинвестирования. Увы, в РФ очень мало компаний, которые своевременно осознали важность этого процесса. Ошибочность такой позиции обнажил финансовый кризис августа 1998 года, когда из порядка 500 лизинговых компаний более 90% прекратили/заморозили свою деятельность вслед за «лопнувшими» банками, коими и были учреждены.

Как правило, большинство ЛК, заявляющих о своей полной независимости от внешних источников финансирования, работают все на том же внешнем финансировании проектов, привлекая займы обслуживающих банков или материнских компаний.
Ввиду определенных налоговых выгод, предоставленных для развития финансового лизинга в нашей стране, образовалась достаточно мощная прослойка компаний, занимающихся ничем иным, как псевдолизингом («серым» лизингом). То есть когда крупные предприятия оформляют всю приобретаемую ими технику и оборудование через «дочерние/внучатые» ЛК. Такие ЛК получают от своих «вышестоящих» предприятий займы (нередко беспроцентные), которые целевым образом расходуют на приобретение оборудования, необходимого для обновления основных фондов «родителей». Внешние источники финансирования тоже привлекаются, но нередко используются существующие фонды предприятий, которые, будучи пропущенными через финансовый лизинг, позволяют и само оборудование купить, и налогообложение оптимизировать. Таким бизнесом занимается абсолютное большинство ЛК, созданных при крупных промышленных холдингах. Стать клиентом таких компаний не являясь членом холдинга практически невозможно. Однако подобные «серые» лизинговые схемы могут предложить и не только подобные лизинговые компании. Немало предприятий обожглось в результате сотрудничества с «серыми» лизингодателями, предлагающими посредством псевдо-лизинга, за счет самого предприятия (и очень недёшево), оптимизировать налогообложение при обновлении основных фондов. Естественно, после подобного горького опыта доверие к лизингу со стороны лизингополучателей серьезно подрывается.

Однако факт существования таких «серых» лизингодателей вовсе не исключает возможность существования нормальных компаний (в смысле доступности предоставления лизинговых услуг и их прозрачности). Широко развиты лизинговые компании при производственных и торговых предприятиях. Вид финансового лизинга, предлагаемый ими в международной практике, как правило, называется ЛИЗИНГ-помощь в продажах (sales-aid leasing или vendor leasing). У таких ЛК наиболее четко отработана сервисная база по дальнейшему обслуживанию лизингового имущества. Однако финансовые ресурсы данных ЛК, позволяющие предоставлять рассрочку платежа (тем самым отвлекая денежные ресурсы из оборота), ограничены. И велика вероятность, что стоимость лизинговых услуг у них обойдется несколько дороже, нежели стоимость услуг финансового лизинга у компаний, созданных при банках и финансовых организациях. Как правило, «рубль» у ЛК при банках дешевле и «длиннее». Отсюда и более выгодные условия по предоставлению лизинговых услуг.

Желая обновить производственные фонды посредством финансового лизинга, потенциальному лизингополучателю целесообразно поинтересоваться: предоставляет ли такую услугу обслуживающий банк или есть ли дочерняя ЛК непосредственно у продавца имущества. Как правило, в ЛК обслуживающего банка наибольшая вероятность получить более дешевое финансирование, на более длительный срок и под гораздо меньший залог (если таковой вообще будет потребован). В ЛК стороннего банка вполне возможно, что стоимость лизинга будет дороже, да еще и могут поставить непременным условием переведение в данный банк оборотов на сумму, не меньшую стоимости лизингового имущества, Может быть потребовано дополнительное обеспечение (особенно если объектом лизинга является технологическое, сложно демонтируемое, оборудование) помимо непосредственно предмета лизинга.

В выборе лизинговой компании следует обратить внимание на ее специализацию. Нередко лизинговые компании называют себя универсальными и объявляют, что занимаются всеми видами лизинга с любым возможным объектом лизинга, во всех регионах России и на любые суммы. Однако, вероятнее всего, это лишь рекламный ход с целью обратить на себя внимание. Безусловно, первоочередная задача менеджера лизинговой компании — диверсифицировать лизинговый портфель компании с целью минимизации рисков. Однако определенные ограничения все же существуют.

Если не официально, то хотя бы просто по умолчанию в лизинговых компаниях существует определенный «черный список». В нем могут быть: нежелательные для компании виды лизинга; нежелательные для осуществления лизингового проекта виды оборудования; нежелательные отрасли, для которых необходимо поставить по схеме лизинга оборудование; и, наконец, нежелательные для партнерства регионы. О инвестиционной приглядности вашего региона можно узнать из интернет-сайта www.ivr.ru. Однако даже если ваш регион и считается инвестиционно привлекательным, то это еще не факт, что он будет устраивать лизингодателя. Как правило, лизинговые компании работают в радиусе тех регионов, где у них есть филиалы, отделения и т. п. родственные структуры. Это, естественно, связано с минимизацией текущих расходов на осуществление сделки: командировки с целью проверки предоставленного обеспечения (объект лизинга, являющийся предметом залога, дополнительный залог); почтовые расходы; расходы на телефонную связь. И если лизинговая компания согласна работать в отдаленном для себя регионе, то подразумевается, порой значительное, увеличение накладных расходов на осуществление сделки, и оплачиваться эти расходы будут из бюджета лизингополучателя.

Условия предоставления лизинговых услуг у российских лизинговых компаний достаточно одинаковы, и в целом регулируются главой 34 ГК РФ, Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ).

2. Установление деловых отношений с лизингодателем

Как правило, затруднения при оценке условий лизинга, предоставляемых различными лизинговыми компаниями, кроются в следующем. В отличие от товаров, услуги лизинговой компании не могут быть упакованы и выложены на прилавок: выбор продукта, условий, на которых он будет предоставлен, и назначенная за него цена предполагают личный контакт с сотрудниками лизинговой компании.

Четко осмыслив для себя все плюсы и минусы от сделки финансового лизинга, а также выбрав определенную лизинговую компанию (или хотя бы сузив круг этих компаний до минимума), потенциальный лизингополучатель должен достаточно серьезно подготовиться к встрече с лизингодателем.

Любой участник лизинговой сделки сталкивается на практике с теми или иными рисками. Успешное разрешение проблемы рисков зависит от многих факторов, главный из которых — осведомленность, а значит, способность предвидеть осложнения и избегать их.

Прочесть законодательные акты касающиеся лизинга в России, — это тот минимум, что от вас потребуется, чтобы грамотно задать вопросы об условиях предполагаемой сделки и получить на них всеобъемлющий и доступный для вашего понимания ответ. Тем более что, блеснув даже теоретическими знаниями интересующего вас вопроса, вы получите заслуженное уважение лизингодателя и вырастете на порядок в его глазах, невзирая даже на не самые оптимистичные финансовые показатели вашей фирмы. По российской «традиции» такими незавидными показателями является «белая» (официальная) отчетность.

Не лишним было бы поинтересоваться на первых переговорах о сроках рассмотрения заявки на лизинг и принятия решений относительно целесообразности сделки.

Возможно, первые переговоры с лизинговой компанией внесут некоторое разочарование в ваше представление о возможностях финансового лизинга в России. Постараюсь вкратце внести ясность в данные вопросы, дабы заранее подготовить лизингополучателя к конструктивному разговору с лизингодателем.

Львиная доля потенциальных лизингополучателей считает, что при заключении лизингового контракта не требуется дополнительного обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия и т. п.), так как обеспечением является непосредственно объект лизинга.

Что касается дополнительного обеспечения, то, как правило, о нем не идет речь при обращении в российскую лизинговую компанию, когда объектом лизинга является автотранспорт надежных зарубежных марок, но только в случае предварительного внесения лизингополучателем аванса в размере 20-40% от первоначальной стоимости транспортного средства. Ввиду того, что иномарки благодаря своим параметрам (чего, увы, недостает в отечественных автомобилях) — качества, надежности, респектабельности и т. п. — достаточно ликвидный товар и вторичный рынок в России на них сформирован, ёмок и имеет большой потенциал, дополнительного обеспечения в сделках финансового лизинга с ними не требуется.

Однако, когда объектом сделок финансового лизинга является производственное и технологическое оборудование, то параметры их ликвидности на вторичном рынке недостаточно определены. В связи с чем лизингодателем поднимается вопрос о дополнительном обеспечении по данной лизинговой сделке. После чего, как правило, следует небеспричинное недоумение лизингополучателя:

«Но ведь за границей дополнительного обеспечения не требуется? Откуда такие требования в России? А разве предмет лизинга не представляет собой обеспечение?»

В зависимости от наличия специального лизингового законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две большие группы: это страны, имеющие специальные законы или постановления, регулирующие лизинговую деятельность, и страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов. В связи с чем условия по лизинговым сделкам тоже неоднородны. Если говорить о том, что объект лизинга является исключительно единственным предметом обеспечения лизинговой сделки, то смею вас уверить, что это вновь заблуждение. Да, реклама большинства зарубежных лизинговых компаний утверждает данный факт, но это еще не значит, что он на все 100% является действительностью для 100% клиентов. В каждом конкретном случае к клиентам применяется дифференцированный подход. Что наблюдается и у нас в России. Однако у нас, безусловно, более жесткий подход, который диктуется отнюдь не повсеместной алчностью лизинговых компаний, а требованиями текущего момента отечественной экономики, которая, несмотря на последние позитивные изменения, таит в себе неопределенность. Не последнюю роль играет дороговизна денежных ресурсов и малоэффективный механизм возврата собственности в связи с недостаточно отработанными залоговым и ипотечным законодательствами. Вдобавок ко всему лизинговая компания, аргументируя свои требования к обеспечению, должна учитывать требования своих кредиторов, чьи денежные ресурсы были привлечены для осуществления сделки финансового лизинга. Отсюда же вытекают и требования к хорошему уровню финансового состояния клиента.

В связи с этим лизинговые компании, стремясь минимизировать свои риски, на случай недобросовестности лизингополучателя или ухудшения экономической обстановки в стране требуют дополнительный залог при заключении сделки финансового лизинга, несмотря на внесенный клиентом авансовый платеж. Как правило, данное условие ставится в случае, когда ликвидность лизингового имущества явно недостаточна. Чем это может быть вызвано? В первую очередь, как уже было сказано, это касается оборудования ввиду его меньшей ликвидности и несформированности, а порой и полного отсутствия вторичного рынка. Это обусловлено тем, что оборудование гораздо более специализированно, нежели, например, автотранспорт, по отраслям. Объектами лизинговой сделки зачастую является оборудование уникальное и используемое узким кругом предприятий. А если клиенту поставляется уникальное оборудование, которое, к тому же вряд ли кому, кроме самого лизингополучателя, понадобится, то в случае расторжения договора и изъятия объекта лизинга, естественно, появятся затруднения с его реализацией на вторичном рынке. Большинство лизингодателей не имеет собственной торговой инфраструктуры (если не считать узкоспециализированных компаний, которых незначительное меньшинство на рынке лизинговых услуг), поэтому получается, что с учетом цены реализации (ликвидационной цены) оборудование может служить лишь частью обеспечения по договору финансового лизинга, а оставшаяся часть должна быть чем-то обеспечена помимо объекта лизинга.

Актуальной остается проблема дополнительного обеспечения при финансовом лизинге отечественного автотранспорта. Причина, наряду с вышеуказанными, достаточно банальна: низкое качество и непродолжительный, в связи с этим, ресурс работы, влекущий за собой недостаточную ликвидность.

Инструменты дополнительного обеспечения постоянно совершенствуются, и требования к размеру обеспечения постоянно снижаются. Снизить размер обеспечения могут такие факторы, как деловая репутация компании, её желание увеличить объемы работы с банком, обслуживающим лизинговую компанию, где испрошен предмет лизинга, возможность страхования коммерческих рисков лизингодателя на случай неуплаты лизинговых платежей. Несколько сглаживает ситуацию в вопросе дополнительного обеспечения договор обратного выкупа оборудования, заключаемый между лизингодателем и поставщиком объекта лизинга. Смысл договора в том, что поставщик в случае неплатежеспособности лизингополучателя выкупает это оборудование у лизингодателя на заранее согласованных условиях. Тем самым при заключении договора обратного выкупа обеспечивается вторичный рынок имущества, переданного в лизинг.

Тем не менее, по утверждению отечественных и зарубежных специалистов по договору финансового лизинга предъявляются более щадящие и гибкие требования по дополнительному обеспечению, нежели при банковском кредите, что упрощает процесс обновления основных фондов для лизингополучателя.

Немало клиентов лизинговых компаний уверены, что лизинговая сделка более проста по своей структуре и менее продолжительна по срокам заключения, нежели оформление банковского кредита.

Лизинговая сделка уже по количеству субъектов сделки не может быть проще по своей структуре, чем процедура получения кредита в банке, по той простой причине, что сделка финансового лизинга включает в себя сделку купли-продажи лизингового имущества, договор на его страхование и зачастую кредитную сделку (не считая договора залога (поручительства) и страхования предмета обеспечения, как правило, обязательных при кредите). Тем самым при претворении в жизнь лизинговой сделки необходимо учесть интересы всех субъектов сделки. И каждый, абсолютно справедливо, имеет право предъявлять свои требования (условия, сроки, тексты договоров и т. п.) к тому этапу лизинговой сделки, где он участвует. Несколько проще выглядит сделка при внутреннем возвратном финансовом лизинге, когда сокращается количество участников сделки, и лизингополучатель является одновременно поставщиком объекта лизинга. Однако когда сделка финансового лизинга включает:

  1. лизинговую компанию;
  2. финансирующую структуру (банк, фонд, инвестиционная компания и т. п.);
  3. лизингополучателя;
  4. поставщика и нередко (если, например, приобретается целый комплекс различного оборудования) не одного;

Есть вероятность того, что согласование интересов всех займет некоторое время и реально может напоминать со стороны сцену перетягивания воза с поклажей из басни Крылова.
Тем не менее, неразрешимых вопросов, как правило, не бывает, если они не идут вразрез с интересами фискальных органов и требованиями законодательства.

Лизингополучатель способен своими действиями ускорить процесс рассмотрения его лизинговой заявки (заверенной руководством и печатью фирмы), включающей, как правило:

  1. Краткую информацию о фирме (в т. ч. полное наименование, род деятельности, место расположения и почтовый адрес, Ф. И. О. первых лиц фирмы, Ф. И. О. контактного лица, занимающегося данным лизинговым проектом, банковские реквизиты, ИНН, контактные телефоны, e-mail.)
  2. Сведения об объекте лизинга (в т. ч. полное наименование объекта лизинга, марка, вид, тип, технические характеристики, стоимость, предполагаемое место эксплуатации).
  3. Сведения о выбранном вами поставщике/поставщиках (в т. ч. полное наименование, адрес, Ф. И. О. контактного лица, занимающегося данной поставкой, контактные телефоны, e-mail.)
  4. Прочая информация, например, предложенные вами варианты финансирования, размер аванса, сроки погашения основного долга, периодичность лизинговых платежей, предлагаемое вами дополнительное обеспечение.

Желательно, чтобы заявка была составлена кратко и четко и по объему не превышала 2-х страниц.
На основании вашей заявки специалисты лизинговой компании уже могут составить приблизительный лизинговый расчет и предложить вам несколько вариантов графика лизинговых платежей, из которых в процессе переговоров вы и представители лизинговой компании выберете наиболее оптимальный.

Расчет лизинговых платежей должен быть тщательно пересчитан экономистом лизингополучателя. Если ваши расчеты не совпадают с расчетами лизинговой компании, то компания, заботящаяся о своей репутации, обязательно даст детальные разъяснения или, как минимум, ссылаясь на загруженность проектами, вышлет расчет по электронной почте в формате Excel, где по формулам вполне можно восстановить логику предоставленного расчета лизинговых платежей.

К сожалению, во многих лизинговых компаниях пытаются всячески скрыть методику лизинговых расчетов и составляющие лизингового платежа, нередко предоставляя лизингополучателю только график лизинговых платежей. Все это для того, чтобы скрыть от клиента собственный уровень прибыли и первоначальную процентную ставку по привлеченным средствам.

Лизинговые компании, финансирующие лизинговые проекты с использованием кредитных ресурсов, добавляют к привлеченной процентной ставке свою процентную ставку (маржу лизинговой компании). Благо, если маржа добавлена к процентной ставке, не превышающей ставку рефинансирования, установленную Банком России. В связи с этим лизингополучателю целесообразно все же добиться у лизинговой компании ответа на вопрос о реальной стоимости привлекаемых ею для финансирования лизинговых сделок заемных средств (если таковые используются).

Не лишним будет уточнить у лизингодателя размер процентов, взимаемых непосредственно для покрытия текущих расходов при осуществлении проекта и извлечения прибыли. Зачастую, оглашая клиенту размер процентной ставки по лизинговому договору, лизингодатель умалчивает о том, что текущие расходы (налоги, сборы и т. п.), включаемые в лизинговый платеж, не включены в эту ставку. И ставка тем самым кажется на первый взгляд небольшой.

Безусловно, лизинг выгоден большинству предприятий, работающих с прибылью. Иначе какая выгода, если расходы по лизинговым платежам вы относите на себестоимость своей продукции, уменьшая базу по налогу на прибыль? Однако, сравнивая лизинг с кредитом и прямой покупкой, вам необходимо, в первую очередь, определить для себя, какие преимущества лизинга интересуют вас: оптимизация налогообложения; экономия/увеличение собственных оборотных средств; оптимизация структуры баланса за счет того, что лизинговое имущество будет учитываться у вас на забалансовом счете, сохраняя вашу привлекательность для кредиторов и т. д. Исходя из приоритетных для вас преимуществ лизинга, вы уже можете оценить объективность тех или иных сравнительных расчетов.

Клиенты, обращающиеся в лизинговую компанию, должны, прежде всего, реально осознавать масштабы и этапы интересующего их лизингового (инвестиционного) проекта. Именно продуманного и просчитанного проекта, а не просто инвестиционной идеи. Идеи явно недостаточно! Для этого целесообразно подготовить бизнес-план проекта. Увы, у большинства отечественных предпринимателей к бизнес-плану отношение если не негативное, то настороженное. В бизнес-плане они зачастую видят только дополнительный барьер (потраченное время и средства) на пути к желаемой цели. Зачастую и лизинговые компании идут на уступки, и дабы не упустить клиента, смягчают требования, ограничиваясь только кратким ТЭО проекта (обычно при сделках на небольшие суммы).

Нередко от клиентов лизинговых компаний можно услышать: «Нам нужно оборудование (транспорт), а не бизнес-план».
Естественно, инвестор (в нашем случае лизингодатель) думает как раз наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что если вы не можете сделать нормальный бизнес-план, то уж дело, для которого испрашивается оборудование на условиях лизинга, тем более не сможете поставить.

В международной практике отношение к бизнес-плану вполне обыденное. На Западе это просто вошло в норму. Фирма или частное лицо, испрашивающее средства для осуществления инвестиционного проекта, первым делом представляет бизнес-план проекта, детально информирующий инвестора или параллельно нескольких инвесторов с предполагаемым проектом. Более того, в западных компаниях бизнес-план уже пережил эволюцию, и последние 10-15 лет он стал использоваться не только как инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа, каркас корпоративного планирования.
Увы, у нас пока данная культура окончательно не утвердилась. Однако от подобной практики никуда не уйти.

Нередко, приняв решение о создании бизнес-плана проекта, потенциальные лизингополучатели подходят к этому формально, поручив это абсолютно посторонней фирме или вслепую вводя данные в уже готовый шаблон компьютерной программы. В результате, истратив «энное» количество средств, вы получаете расплывчатый бизнес-план, который, несмотря на красивое оформление и объем, ни о чем. Даже если для написания бизнес-плана привлечена фирма, специализирующаяся на этом, то без активного участия заказчика ей никогда не создать реальный план. Никто не знает вашего бизнеса лучше, чем вы!
Итак, цель вашего бизнес-плана лизингового проекта — убедительно показать, каким образом ресурсы лизинговой компании превратятся в деньги и еще большие деньги той же лизинговой компании (инвестора). Иными словами, лизинговая компания должна увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый проект.

Подготавливаемый для рассмотрения в лизинговой компании бизнес-план никоим образом не отличается от бизнес-плана, подготовленного в другие финансовые структуры. Нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы бизнес-плана.

Как правило, бизнес-план проекта состоит из следующих разделов: 1) Резюме (обзорный раздел). 2) Общее описание компании. 3) Продукция и услуги. 4) Маркетинг-план. 5) Производственный план. 6) Управление и организация. 7) Капитал и юридическая форма компании. 8) Финансовый план. 9) Оценка рисков. 10) Приложение.

При составлении бизнес-плана лизингового проекта следует соблюсти три правила:

  1. В бизнес-плане не должно быть «революций».
  2. Бизнес-план должен быть глубоко реалистичен и даже пессимистичен в плане ожидаемой прибыли.
  3. Бизнес-план должен быть гибким и скользящим.

Стоит обратить внимание на некоторые ошибки, встречающиеся в бизнес-планах. Наиболее типичными из них являются следующие:

  1. Попытка применить западную методологию разработки бизнес-плана без адаптации к специфике бизнеса в России.
  2. Переоценка возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, чересчур оптимистичные прогнозы продаж, вызывающие вопросы у эксперта, изучающего проект.
  3. Завышение конечной цены реализации товара, что приводит формально к хорошим финансово-экономическим показателям лизингового проекта. При этом возможны два варианта объяснения причины такого завышения. С одной стороны, возможно, что это результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо использует в качестве ориентира цену разовой партии товара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает ценовые параметры, в надежде во что бы то ни стало получить интересующее его оборудование, в расчете на «русский авось».
  4. Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до затрат на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие «эксклюзивных» отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т. д.
  5. К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек относится налогообложение. На процесс реализации проекта могут оказать влияние даже особенности налогового календаря, действующего для данного вида бизнеса. Так, например, только за счет непродуманного указания даты реализации товара предприниматель может оказаться перед необходимостью уплаты НДС в полном объеме в отчетном месяце, тогда как зачет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям произойдет только в следующем. Естественно, это приведет к срыву графика выплат лизинговых платежей, применению штрафных санкций и в результате — к появлению проблемного лизингового проекта.
  6. Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований. В чем причина? Зачастую разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области. Они берут книгу Ф. Котлера или другие подобные издания и через некоторое время приносят готовый раздел в бизнес-план. При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить. Эти работники, как правило, не успевают разобраться в том, что именуется маркетингом. Им трудно понять, что маркетинг — это пока не стройная теория, а как бы некая сумма знаний, изложенная в книгах, авторы которых, добившись хороших результатов в бизнесе, свой собственный эмпирический опыт, свое практическое видение маркетинга пытаются изложить в виде теоретических постулатов. Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что-либо понимать и делать в плане маркетинга, не знают, на кого из авторов можно опереться. В нормально работающих компаниях маркетинг является не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько результатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего кадрового потенциала компании. Считается нормальным, что каждый специалист, имеющий возможность получить какую-либо полезную информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, старается внести ее в маркетинговую базу данных своей компании.
  7. Общеизвестный фактор, который делает бесперспективными основную массу проектов, — это политическая и экономическая нестабильность в стране. Поэтому целесообразно заранее учесть данный фактор в бизнес-плане. А также то, что в силу этого фактора проекты, срок окупаемости которых более трех лет, редко рассматриваются.

В случае одобрения лизинговой компанией вашего проекта, изложенного в бизнес плане, следующим шагом по продвижению лизингового проекта будет подготовка вами пакета документов.

Пакет документов на рассмотрение лизингового проекта, представляемый лизинговой компании, аналогичен пакету документов на предоставление кредита в коммерческом банке. Примерный пакет документов на дальнейшее рассмотрение лизингового проекта с укрупненными основными позициями выглядит следующим образом:

  1. Документация с общей информацией (данные о компании, ее руководстве и учредителях/участниках/акционерах; схема организационной структуры компании).
  2. Учредительные документы и приравненные к ним (как правило, нотариально заверенные копии).
  3. Финансовые документы (бухгалтерская балансовая отчетность с приложениями (с расшифровками статей баланса), справки из обслуживающих банков, данные по кредитной истории и т. д.).
  4. Документация по объекту лизинга (схемы, сертификаты, характеристики и т. п.) и условиях его поставки (договоры/проекты договоров купли-продажи от поставщиков оборудования).
  5. Документы, на основании которых осуществляется хозяйственная деятельность компании (контракты, на основании которых компания осуществляет свою деятельность в настоящее время, проекты контрактов и протоколы о намерениях).
  6. Документы по дополнительному обеспечению лизингового проекта (в зависимости от вида обеспечения).

В процессе рассмотрения заявки сотрудники лизинговой компании могут затребовать дополнительную информацию и другие документы, необходимые, по их мнению, для более детальной проработки вопроса предоставления объекта лизинга.
Для скорейшего рассмотрения вопроса о финансировании вашего лизингового проекта целесообразно не тянуть время с подготовкой полного пакета документов. Рекомендуется первым делом запросить необходимые справки и выписки по счетам в обслуживающих банках, поскольку, как правило, из-за этих документов бывают наибольшие задержки. Параллельно стоит сразу сделать необходимые копии учредительных документов и приравненных к ним и заверить их у нотариуса. Что касается остальных документов, быстрота их подготовки зависит целиком и полностью от расторопности персонала различных служб вашей компании. В среднем пакет документов вполне реально подготовить за одну неделю.

Не стоит возить в лизинговую компанию по одному документу в надежде, что так ваш вопрос будет рассмотрен быстрее. Более того, документы по частям, вероятнее всего, у вас не примут и попросят привезти полностью подготовленный пакет документов. В ряде лизинговых компаний на этот счет существуют жесткие правила, и документы по частям не принимаются. После подачи в лизинговую компанию полного пакета документов стоит перезвонить через 1-2 дня эксперту, изучающему ваши документы, и поинтересоваться его мнением, а также спросить, какие документы понадобятся еще. Абсолютно напрасно спорить о целесообразности предоставления того или иного документа (не являющегося коммерческой тайной), интересующего лизингодателя. В интересах потенциального лизингополучателя максимально ускорить подготовку всех документов, необходимых для реализации проекта. Реальный срок рассмотрения полного пакета документов лизинговой компанией и вынесения решения об инвестировании средств в основные фонды составляет 1-2 недели, не более.
Во время изучения специалистами лизинговой компании подготовленных вами документов целесообразно запросить у компании для ознакомления типовой договор лизинга и, возможно, сопутствующих ему (договор купли-продажи, залога, поручительства и т. п.) договоров. На данном этапе целесообразно помимо самостоятельного изучения договоров привлечь опытного юриста.

3. Потребительская оценка договора финансового лизинга

В случае принятия положительного решения о предоставлении вашей компании оборудования на условиях лизинга наступает завершающий этап подготовки лизингового проекта — подписание договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем.

Любой договор, в том числе и договор лизинга, представляет из себя совокупность прав и обязанностей участников данного правоотношения. Причём права и обязанности есть как у лизингодателя, так и у лизингополучателя. К сожалению, на практике об этом зачастую забывают и говорят о правах лизингодателя и обязанностях лизингополучателя. И это не может не накладывать определенный отпечаток на содержание отдельных договоров лизинга, вследствие чего составляются «односторонние» договоры лизинга в пользу лизинговой компании. Безусловно, наибольшие риски в сделке несет лизинговая компания, однако стоит рассмотреть некоторые положения договора лизинга с учётом интересов лизингополучателя.
Согласование условий договора купли-продажи объекта лизинга.1 Одной из отличительных особенностей договора финансового лизинга от договора обычной аренды является специальное приобретение имущества для передачи в лизинг конкретному лизингополучателю. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о процедуре согласования условий договора купли-продажи предмета лизинга с лизингополучателем, который не является стороной указанного контракта.
Самым удобным, с точки зрения лизингополучателя, было бы письменное согласование с ним проекта договора купли-продажи предмета лизинга. Но лизингодатели иногда не согласны с таким условием, мотивируя это необходимостью соблюдать конфиденциальность в отношении условий договора купли-продажи. В этом случае в договор лизинга может быть включён перечень условий договора купли-продажи лизингового имущества и их содержание, которые для лизингополучателя имеют существенное значение. Это могут быть качественные характеристики лизингового имущества, поставка необходимых комплектующих и запасных частей для оборудования, срок и место поставки имущества, процедура приёмки имущества и предъявления претензий по количеству и качеству, необходимость обучения персонала лизингополучателя навыкам работы с оборудованием, порядок обслуживания предмета лизинга и другие. На практике достаточно часто большинство из этих условий формулируются лизингополучателем ещё на первом этапе общения с лизинговой компанией — на стадии подачи заявки на лизинг оборудования.

Если указанные условия являются для лизингополучателя принципиальными, то на случай несогласия поставщика лизингового имущества на включение их в договор купли-продажи, в договоре лизинга необходимо предусмотреть процедуру согласования лизинговой компанией с лизингополучателем условий, отличных от предусмотренных договором, либо право лизингополучателя на расторжение договора лизинга.

Не менее важное значение имеет и осведомлённость лизингополучателя об условиях договора купли-продажи предмета лизинга и на стадии его исполнения, особенно в случаях, когда выбор имущества и его поставщика является обязанностью лизинговой компании, и лизингополучатель скорее всего ничего не знает об условиях поставки лизингового имущества. Такая значимость, в первую очередь, связана с правом лизингополучателя предъявлять непосредственно продавцу лизингового имущества требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем.

Поскольку лизингополучатель наделен правами и обязанностями покупателя, то он должен быть проинформирован об условиях договора купли-продажи предмета лизинга, имеющих для него практическое значение.
Оптимальным было бы приложение копии договора купли-продажи в качестве неотъемлемой части договора лизинга, а в случае несогласия лизингодателя можно рекомендовать включать в договор условие о необходимости предоставления лизинговой компанией в определенные сроки уведомления о наиболее важных для лизингополучателя условиях договора купли-продажи.

Акт приемки-передачи объекта лизинга. Лизинговое имущество зачастую может быть передано продавцом непосредственно лизингополучателю. В связи с чем одной из первых обязанностей лизингополучателя является обязанность принять предмет лизинга. Он должен обратить особое внимание на отражение соответствующих условий в договоре лизинга. В целом приёмка лизингового имущества и её оформление соответствующим актом ничем не отличается от приёмки товаров по договору купли-продажи.

Лизинговые отношения предполагают участие в них продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Исходя из того факта, что все три участника имеют непосредственное отношение именно к приёму-передаче предмета лизинга, наиболее привлекательным является совместное оформление акта приемки-передачи предмета лизинга. Зачастую совместное оформление акта является невозможным в силу различного территориального нахождения участников лизинговой сделки. Поэтому прежде чем включать в договор лизинга процедуру приёмки предмета лизинга, необходимо взвесить как положительные моменты трёхстороннего подписания акта (например, решение некоторых проблем уже в ходе самой приёмки имущества), так и его негативные аспекты (например, более длительные временные рамки оформления акта или значительные финансовые затраты).

Когда вы пришли к решению о двух- или трёхстороннем подписании акта, то в договоре лизинга необходимо не только предусмотреть, в каком составе будет осуществляться приёмка имущества, но и указать последствия неприбытия к назначенному месту приёмки кого-либо из представителей сторон. В договор лизинга может быть включено условие о том, что в случае отсутствия в определенное время и в назначенном месте представителя покупателя либо лизингодателя, либо обоих сразу, лизингополучатель вправе принять имущество и оформить соответствующий акт единолично. В качестве альтернативного варианта данного пункта можно предложить следующее решение — перености срок приёмки имущества. Однако в этом случае целесообразно предусмотреть ответственность лизингодателя за неприбытие либо несвоевременное прибытие его представителя для участия в приёмке имущества.

В отдельных случаях возникают вопросы и в отношении сроков приёмки предмета лизинга и оформления акта приемки-передачи. Действующее законодательство не регламентирует указанных сроков, поэтому они определяются по соглашению сторон. Данный срок не может быть универсальным. Есть имущество, для которого указанный срок является необоснованно увеличенным, а для другого имущества этого срока может быть и недостаточно для того, чтобы оценить качество поставленного оборудования.

Срок приёмки предмета лизинга и оформления акта должен определяться в каждом конкретном случае исходя из соответствующих характеристик лизингового имущества и временных возможностей участников приёмки имущества для их прибытия к месту приемки. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что для приемки имущества может потребоваться проведение каких-либо операций (например, ввод в эксплуатацию), и, значит, приёмка имущества по качеству потребует продолжительного количества времени. Лизинговая компания и поставщик вряд ли согласятся отсрочить приёмку имущества в целом (и по количеству, и по качеству) на значительное время, а сокращение сроков принятия имущества по качеству может быть невозможным. Поэтому лизингополучатель может предложить лизинговой компании включить в договор лизинга условие о раздельной приёмке имущества по количеству и качеству.

Все участники лизинговой сделки заинтересованы в надлежащей передаче предмета лизинга. Но отношения участников оформляются не одним, а двумя договорами. Поэтому необходимо также уделить особое внимание достижению единообразия договора лизинга и договора купли-продажи в отношении регулирования условий о порядке передачи лизингового имущества.

Страхование в рамках лизинговой сделки

Для любого инвестора, в том числе и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение максимальных гарантий относительно возврата инвестиций. Одним из возможных способов гарантирования охраны интересов лизингодателя является страхование, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга на любой из стадий осуществления лизинговой операции — с момента поставки предмета лизинга продавцом (поставщиком) до момента окончания срока действия договора лизинга.

При заключении договора лизинга могут быть застрахованы любые правомерные имущественные интересы как лизингодателя, так и лизингополучателя. Исключением из данного правила является отсутствие возможности страхования риска гражданской ответственности по договору лизинга, так как данный вид страхования допускается только в случаях, специально предусмотренных законом. Действующим законодательством о лизинге на сегодняшний день такой возможности не предоставлено.

В основном договор страхования объекта лизинга заключается как на весь срок действия договора лизинга, так и на 12 месяцев с последующей пролонгацией. Причем страхователем может выступать как лизингополучатель, так и лизингодатель. Выгодоприобретателем же по договору страхования назначается либо лизингодатель — собственник предмета лизинга, либо банк-кредитор, финансирующий лизингодателя.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ гл.48) и Законом «О финансовой аренде (лизинге)» по договору имущественного страхования могут быть застрахованы такие имущественные интересы:

  1. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения лизингового имущества;
  2. Риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц в ходе реализации договора лизинга (например, ответственности за вред, причиненный автотранспортным средством- мых в ряде компаний, предусматривает также возможность оплаты страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и другие формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме этого, в договоре страхования можно оговорить размер минимального не компенсируемого страховщиком убытка — франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос.
  3. Традиционно применяемый при осуществлении лизинговых операций вид страхования — страхование риска непогашения лизинговых платежей. После кризиса 1998 года в России соответствующие договоры практически не заключались. Однако недавно вновь со стороны лизинговых компаний пошли запросы на покрытие их финансовых рисков, и несколько страховщиков стали активно заниматься этим видом (для проведения соответствующих операций необходимо наличие лицензии на страхование финансовых рисков). Тарифы по страхованию риска непогашения лизинговых платежей достаточно высоки — от 3% до 10% от величины платежей. При этом можно застраховать как всю общую сумму лизинговых платежей по договору лизинга, так и отдельно лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений, или только первые два-три платежа (их выполнение или невыполнение, как правило, служит индикатором для целесообразности дальнейшего осуществления сделки). Безусловно, в двух последних случаях страховка обойдется лизингодателю значительно дешевле.

В целом для отечественного страхового рынка рассмотренные выше виды страхования являются традиционными и проблем, как правило, не вызывают. Единственное, что может усложнить решение вопросов, — это если стоимость поставляемого по лизингу оборудования настолько значительна, что может потребоваться механизм перестрахования2 (ст.967 ГК РФ). При этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору.

В случае использования механизма перестрахования российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общего объема страховой суммы, а оставшуюся, большую часть, передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.
Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет миллионы долларов и при этом имеется требование западного партнера на участие в сделке солидной западной страховой компании.

Условия договора страхования. Любой договор считается заключенным, только если согласованы его существенные условия, названные таковыми законом или хотя бы одной из сторон. Статьей 942 ГК РФ прямо названы четыре существенных условия, без согласования которых договор страхования не может считаться заключенным:

  1. Об имуществе или ином имущественном интересе. В данном случае нужно обратить внимание на тот момент, что может страховаться только предмет лизинга, который уже имеется в наличии и уже существует возможность его утраты или повреждения. Следовательно, нельзя застраховать предмет лизинга до перехода к лизинговой компании риска его случайной гибели или случайной порчи от поставщика. Для согласования условия относительно лизингового имущества, которое подлежит страхованию, можно использовать договор лизинга либо его положения, позволяющие достаточно определенно установить и идентифицировать предмет лизинга.
  2. Характер страхового события. В связи с тем, что наступление страхового случая требуется доказывать, его описание, также как и описание объекта страхования, должно быть по возможности точным и не допускать двусмысленных толкований. Например, если лизингодатель страхует риск несоблюдения лизингополучателем договорных обязательств по уплате лизинговых платежей, необходимо при описании страхового события оговорить конкретные сроки просрочки уплаты лизинговых платежей, истечение которых дает право лизинговой компании обратиться к страховщику с требованием о страховой выплате, а также предусмотреть перечень документов, которыми подтверждается факт несоблюдения лизингополучателем указанных выше обязательств.
  3. Размер страховой суммы. Страховая сумма может быть согласована как абсолютная сумма по договору в целом, так и как сумма на один застрахованный объект. Важно помнить, что страховая сумма не должна превышать страховую стоимость. Страховой стоимостью для имущества является его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Возникает вопрос — какова будет страховая стоимость предмета лизинга в случае страхования его лизингополучателем. Для лизингополучателя действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, которая превышает рыночную стоимость лизингового имущества. В данном случае страховая стоимость предмета лизинга будет определяться по соглашению со страховщиком.
  4. Срок действия договора страхования. Это условие касается как начала, так и окончания действия договора. Однако, если начало действия договора не согласовано сторонами, то договор начинает действовать в момент уплаты первого страхового взноса (статья 957 ГК РФ). Таким образом, сторонам договора не обязательно заботиться о согласовании этого условия, если только они не хотят изменить срок начала действия договора. Но о согласовании срока окончания действия договора следует позаботиться обязательно, так как при его отсутствии договор будет считаться незаключенным. Для страхования в рамках лизинговой сделки наиболее оптимальным будет увязка сроков действия договора страхования со сроками действия договора лизинга.

Когда в ходе переговоров с представителями лизингодателя вы приняли решение о страховании предмета лизинга, то вам желательно решить следующие вопросы:

  1. Кто будет выступать в роли страхователя. В решении данного вопроса обычно учитываются финансовые возможности сторон по уплате страховой премии и возможность одной из сторон отнести расходы по уплате страховой премии на себестоимость продукции.
  2. Кто будет являться выгодоприобретателем по договору страхования. Решение данного вопроса необходимо увязать с тем, на кого по договору возлагается обязанность по восстановлению предмета лизинга в случае его гибели или порчи.
  3. С какой страховой компанией будет заключаться договор страхования. Часто встречаются договоры, в которых выбор страховщика осуществляет сторона, обязанная застраховать имущество. При этом договор лизинга предусматривает обязательность получения от другой стороны письменного согласия в отношении выбранной страховой компании. Из такого положения договора нередко возникают сложности, связанные с процедурой согласования. Самым оптимальным вариантом будет закрепление в договоре лизинга наименования страховой компании, с которой будет заключаться соответствующий договор.
  4. Должен ли извещаться второй участник лизинговой сделки и каким образом о заключении договора страхования. Поскольку обе стороны договора лизинга заинтересованы в страховании предмета лизинга, то обычно в договорах лизинга предусматривается обязанность страхователя представить другой стороне лизинговой сделки копию страхового полиса.
  5. В договоре лизинга могут решаться и другие вопросы, связанные со страхованием и имеющие значение для сторон конкретной лизинговой сделки (например, могут рассматриваться вопросы, связанные с внесением в дальнейшем страховых взносов и последствия их неуплаты, может предусматриваться ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по страхованию предмета лизинга и т. п.).

Можно назвать большое количество российских страховых компаний, заинтересованных в страховании лизингового имущества. Действительно, лизинг позволяет им существенно расширить рамки собственного страхового бизнеса. При этом особых проблем с организацией и осуществлением страхования имущественных рисков у них нет. Многие российские лизинговые компании осуществляют страхование лизингового имущества в родственных им страховых компаниях, учрежденных банками, кредитующими лизинговые операции, или профильными холдингами. Как правило, лизингополучатель не должен сам заботиться о выборе страховщика и наиболее подходящей программы. Все за него сделает лизингодатель, «кровно» заинтересованный в полноценной страховой защите.

Страхование широко применяется в российском лизинговом секторе. Как показывает опрос лизинговых компаний, проведенный экспертной группой по изучению отечественного лизингового рынка Российской академии предпринимательства в ноябре-декабре 2001 года, страхование лизингового имущества осуществляется в 95% лизинговых сделок. Страхование предпринимательских рисков осуществляется лизингодателем по каждому шестому договору лизинга. Таким образом, участники лизинговых сделок достаточно часто используют страхование как способ минимизации своих рисков. Страхование, являясь средством защиты инвестиций, будет развиваться в дальнейшем как за счет увеличения объема страхования договоров лизинга, так и за счет увеличения видов страхования, предоставляемых по лизинговым сделкам различными страховщиками.

Пересмотр лизинговых платежей. Одной из основных обязанностей лизингополучателя в рамках лизингового соглашения является уплата им лизинговых платежей. В связи с чем немаловажным является такой момент, как пересмотр лизинговых платежей в течение действия договора.

Законодательством установлено, что размер арендной платы (в т. ч. и лизинговых платежей) может пересматриваться только по соглашению сторон. Причём частота возможного пересмотра лизинговых платежей не может превышать одного раза в год. Данное правило закреплено в пункте 3 статьи 614 ГК РФ и не может быть изменено соглашением сторон. Желая избежать затруднения в связи с этим, лизинговые компании весьма часто продают свои услуги с определением лизинговых платежей в привязке к долларам (или иной свободно конвертируемой валюте). Между тем, при кажущейся простоте вопроса, на самом деле валютное ценообразование лизинговых сделок имеет ряд невыгодных для сторон обстоятельств.
В лизинге есть альтернатива: либо рубли, либо валюта. То есть можно считать лизинговые платежи в рублях либо в долларах США или иной иностранной валюте и отметить в договоре лизинга, что «оплата лизинговых платежей осуществляется в рублях РФ по курсу ЦБ на день оплаты».

Когда расчеты по лизингу ведутся в валюте, возникают проблемы взаимора

Также в фокусе:
  • Откуда к нам пришел франчайзинг?
    Дело в том, что огромное количество американских военнослужащих вернулось домой, естественным образом увеличился процент рождаемости, а потому появилась необходимость в новых товарах и услугах
  • Кабальные договоры франчайзинга
    Отсутствие положений об обоюдной оплате судебных издержек Многие договоры о франшизе требуют от получателя франшизы оплаты всех судебных издержек в случае проведения судебных процессов между сторонами
  • Подготовка и осуществление лизинговой сделки
    первых лиц фирмы, ФИО контактного лица занимающегося данным лизинговым проектом, банковские реквизиты, ИНН, контактные телефоны, e-mail
  • Лизинг недвижимости
    Участникам лизинговых правоотношений законодательством предоставлена достаточная свобода