Британии нужна радикальная стратегия роста
„ … В то же время, рынок труда отреагировал на кризис массовым сокращением рабочих часов, а не сокращением рабочих мест, что сместило большую часть бремени на плечи молодежи: уровень безработицы среди молодых достиг рекордных уровней …”
Что может сделать британское коалиционное правительство, чтобы стимулировать экономический рост? Задача не из легких. Но решать ее необходимо. Почему это так важно? Во-первых, следует помнить, что даже небольшая разница в терминах экономического роста может привести к существенному изменению уровня жизни в долгосрочной перспективе. Майкл Дикс из Barclays Capital прогнозирует, что послекризисные темпы роста предложения не превысят 1.75%. Однако представим, что на самом деле они достигнут 2.25%, с учетом предположений относительно темпов демографического роста, доход на душу населения в 2030 году увеличится на 24% от текущих уровней при темпах экономического роста 1.75% и на 36% при темпах роста 2.25%.
Во-вторых, в долгосрочной перспективе темпы роста потенциального предложения гораздо важнее, чем полное использование экономического потенциала, хотя его также не стоит недооценивать. Даже если разрыв объема производства - разница между фактическим и потенциальным предложением в процентном отношении - не превысит 3% (самый пессимистичный прогноз на текущий момент), политикам нужно будет предпринимать меры для его сокращения. Более того, фактический объем производства будет непосредственно влиять на потенциальный в будущем. И все же, для уровня жизни темпы роста важнее, чем использование экономического потенциала.
Так что же делать?
В конечном счете, экономический рост зависит от различных производственных факторов - наличия земли, трудовых ресурсов и капитала - а также от темпов роста производительности. Последние, в свою очередь, зависят от развития инноваций и технического прогресса. А налоги и законодательство влияют на все.
Что в силах правительства?
Что касается земли, то здесь главной проблемой остаются ограничительные принципы управления планированием. Коалиционное правительство должно гарантировать, что подобные принципы учитывают экономические факторы. Если решения в рамках планирования принимаются не централизованно, что, по мнению некоторых, было бы желательно, необходимо поощрять местные власти за стимулирование процесса развития. Возможно, стоит рассмотреть возможность проведения соответствующих аукционов.
В отношении трудовых ресурсов, в первую очередь, следует создать людям такие условия, которые позволили бы им дольше работать. Возможно, стоило бы подумать об отказе от фиксированного пенсионного возраста. В то же время, рынок труда отреагировал на кризис массовым сокращением рабочих часов, а не сокращением рабочих мест, что сместило большую часть бремени на плечи молодежи: уровень безработицы среди молодых достиг рекордных уровней. Эта проблема требует решения. И, наконец, страна должна быть открыта для иммиграции высококвалифицированных специалистов. В этом плане можно ввести аукцион на разрешения на работу.
В свою очередь, валовые инвестиции в третьем квартале прошлого года упали ниже 15% от ВВП, что на 2% ниже и без того невпечатляющей средней за последние три десятка лет. Правительству следовало бы воспользоваться низкой стоимостью заимствования для стимулирования крупных программ по инвестициям в инфраструктуру. Также можно отказаться от политики сокращения базовых корпоративных налогов и ограничения льгот для инвестиций. Подобные действия идут на пользу банковскому сектору, а вовсе не промышленности. Так зачем они нужны? Повысить производительность сложнее всего. К сожалению, тренд общей производительности - критерий, учитывающий общие темпы роста производительности - снижается уже с середины 1990-х. Крайне важно усилить конкуренцию, а также оказывать всяческую поддержку научным исследованиям и обучению.
И, наконец, правительство должно сконцентрироваться на структуре налоговой системы, которая превратилась в ужасного, неэффективного и своенравного монстра. Нужно как можно быстрее убрать все лишнее. Исследование, проведенное в рамках работы Комитета по международным стандартам финансовой отчетности под руководством Сэра Джеймса Миррлиса, лауреата нобелевской премии в области экономики, указывает на "необходимость разработки и внедрения прогрессивной, нейтральной налоговой системы. Крайне важны все три ключевых слова - "прогрессивная", "нейтральная", "система"". Если коротко, то упрощение и реформа существующих принципов позволит существенным образом стимулировать экономику. Кризис стал для нас важным предостережением. Великобритания допустила ошибку, слишком сильно полагаясь на финансовый сектор. Перебалансировка, реструктуризация и реформы - вот наиболее приоритетные задачи. В долгосрочной перспективе устойчивый экономический рост станет необходимым условием для решения фискальных задач. Вместе с тем правительству нужно решиться на радикальные шаги. Никаких полумер быть не должно.
Мартин Вулф,
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times
Также в фокусе:
-
Азия обеспокоена развитием событий в ЕгиптеРынок в Японии закрыт, кроме того, календарь экономических событий по азиатским странам сегодня пуст, поэтому трейдеры не проявляли желания активно участвовать в торговле в течение сессии
-
О любви и ненависти Китая к долларуИменно так выразился президент Китая Ху Дзиньтао, продемонстрировав свои сомнения в роли американского доллара в мировой денежной системе накануне своего последнего официального визита в Вашингтон
-
Отсутствие важных данных по экономике, фактически во всех регионах мира...Бернанке перед бюджетным комитетом Конгресса в среду, в надежде получить ответ продолжит ли штатовский ЦБ количественное смягчение, после появления сильных данные по занятости, или же начнет ограничивать ранее принятые планы
-
Самый страшный кошмар Бернанке - склады, забитые коробкамиСогласно их моделям, повышенные инфляционные ожидания должны привести к снижению реальных процентных ставок, что должно привести к сокращению запасов наличности и способствовать появлению у потребителей желания тратить