Государство, квалифицированные страховщики и бизнес-сообщество должны вместе развивать корпоративное

„ … Сдерживающим фактором развития, по мнению специалистов, являются проблемы в отсутствии высококлассных профи на страховом рынке, необходимости внедрения страхования в массы и пробелах в законодательстве …”
В фокусеУслуги для бизнесаСтрахование бизнеса → Государство, квалифицированные страховщики и бизнес-сообщество должны вместе развивать корпоративное

Сегодня, по разным оценкам, страховыми услугами пользуется до 20 % предприятий малого и среднего масштаба и около 220 тысячи предпринимателей, по данным Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, готовы к сотрудничеству со страховыми компаниями. Однако дальнейшему росту объемов сотрудничества мешает ряд проблем, которые были озвучены на пресс-брифинге, прошедшем 6 июня в рамках «Деловой конференции «Страховая защита юридических лиц: спрос и предложение». Мероприятие организовано агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion (www.shadursky.ru).

Прежде всего, спросом пользуются классические виды страхования, набирают обороты страхование предпринимательских рисков и ответственность за качество предоставляемых товаров и услуг. Сдерживающим фактором развития, по мнению специалистов, являются проблемы в отсутствии высококлассных профи на страховом рынке, необходимости внедрения страхования в массы и пробелах в законодательстве.

Большие бизнесмены по статистике рискуют и бояться больше

Практически все компании вынуждены страховать свое имущество, поскольку многие из них активно берут кредиты, а банкам необходимы гарантии, что это имущество будет сохранно.

Некоторые виды страхования, например, страхование опасных объектов, к которым относятся все АЗС, «заставляет» развивать государство.

Вступление России в ВТО фактически делает обязательным страхование ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков качества продукции (услуг).

Также страхуют свой бизнес предприниматели, которые либо являются представительствами западных компаний, либо которые на собственном горьком опыте поняли важность страхования. Чем крупнее бизнес, тем сложнее его восстановить, особенно если речь идет о серьезных убытках.

По-прежнему у предпринимателей пользуются спросом классические имущественные виды страхования – страхование недвижимости, бизнес-центров, складских помещений, товарооборота, оборудования. И не только по причине требований лизинговых компаний и банков, которые требуют бизнесменов страховать взятое в лизинг или в кредит оборудование. Они понимают, что страховая защита – реальная и необходимая. Также спрос юрлиц на страховку первый заместитель директора филиала ООО «Первая страховая компания» в Санкт-Петербурге Сергей Лысенко видит в хорошем самочувствии экономики: «Развивается бизнес, развивается и сфера страхования, обслуживающая интересы предпринимателей».

Кроме классического страхования будет развиваться и страхование предпринимательских рисков, говорят эксперты. Пока же предприниматели относятся к данному виду страхования скорее как к исключению, чем как к правилу.

Вследствие внесения поправок в закон «О защите прав потребителя» стало актуальным и востребованным страхование ответственности юридических лиц перед потребителями за качество произведенной продукции и предоставляемых услуг. При наличии необходимой разрешительной и технической документации, организации могут застраховать большой спектр рисков, например:

- убытки, связанные с выявлением причин опасных свойств продукции;

- возмещение морального вреда;

- Убытки, связанные с безвозмездным устранением недостатков по гарантии;

- Убытки, связанные с уплатой неустойки вследствие нарушения изготовителем сроков удовлетворения требований Потребителя и т.д.

«Правда, данный вид страхования может и не получить должного развития в связи с тем, что договорное право не подлежит страхованию», - сетует директор Санкт-Петербургского филиала СК «ЖИВА» Варвара Чижова.

5-6% риэлторских сделок «плачут» по страхованию титула

На данный момент 25 риэлтерских компаний в Петербурге имеют добровольный сертификат, одним из условий которого является страхование профессиональной ответственности. Всего же в Ассоциацию риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области входит 96 компаний, представляющих не только риэлтерскую, но и смежные области.

Если со страхованием профответственности риэлтеров все более менее гладко, то в страховании потери права собственности (титула) остается еще много вопросов. Приобретателем права собственности является, как правило, физическое лицо, и именно его вице-президент Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дмитрий Щегельский видит покупателем страховой защиты. Правда, пока физлица все же рассматривают страховые премии как лишние поборы и не очень-то доверяют страховщикам. Поэтому часть риэлтеров, входящих в Ассоциацию, высказала готовность взять на себя обеспечение покупателя страховкой. Но пока риэлтеры и страховщики не могут договориться о том, на каких взаимовыгодных условиях это возможно. «Понижение тарифа возможно за счет уменьшения срока страхования титула, скажем, не на 10, а на 5 лет», - считает Дмитрий Щегельский. Эксперт уверен в необходимости принятия консенсуса в связи с тем, что количество риэлтерских сделок, находящихся в зоне риска, растет. Сегодня 5-6 % от общего количества заключаемых договоров проходят с юридическими нарушениями, и потребитель попросту рискует потерять жилье.

220 тысяч предприятий уже готовы страховаться

Малый бизнес Петербурга по уровню своего развития дорос до цивилизованного ведения бизнеса, и такой элемент как страхование является неотъемлемой частью цивилизованного бизнеса. Идея страхования не может возникнуть самостоятельно среди 220 тысяч субъектов малого предпринимательства. «Общественный совет предлагает свое сотрудничество страховщикам Петербурга для того, чтобы внедрить идею, которая защитит бизнес, которая позволит ему эффективно развиваться и выполнить, в том числе, поручение Президента и Губернатора города», - говорит председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров. Малый бизнес, с точки зрения рентабельности, уже готов тратить часть своего дохода на страхование, но еще нуждается в грамотном разъяснении понятия страхование и его особенностей. «Пока не будет квалифицированных специалистов в этой области, проблема продвижения страховой культуры в массы будет стоять остро», - считает доцент кафедры страхования ФИНЭКа Денис Горулев. Иного мнения придерживается президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Андрей Сумбаров. По его мнению, основная проблема отсутствия высокого спроса на страховые продукты у юридических лиц заключается в менталитете русского человека. Многие до сих пор уверены, что с их малым бизнесом ничего не случится, а если и произойдет что-то, то и беда невелика – восстановим заново. «Крупный же бизнес более ответственно подходит к вопросу страхования в связи с тем, что там, в случае чего, и убытки будут в разы крупнее», - уверен эксперт.

Лицензирование бизнеса заменят на страхование ответственности

Президент России Дмитрий Медведев предложил заменить лицензирование бизнеса на страхование ответственности.

Роспотребназдор уже разработал законопроект о санитарно-эпидемиологическом страховании. Согласно ему, производители и продавцы продукции и услуг обязаны будут страховать свою ответственность. Это позволит в полной мере защитить потребителя.

Страховщики и строители не так оптимистичны в части отмены лицензирования. Идея саморегулирования предусматривает не только страхование. Для того чтобы в саморегулируемую организацию (СРО) вступили лишь достойные компании, необходимо разработать ряд критериев, на основе которых будут «отсеиваться» недобропорядочные участники рынка. По мнению руководителя Управления саморегулирования Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга Сергея Фролова, Союзом сформировано три группы критериев: уставной капитал и отсутствие задолженности перед налоговой службой; наличие системы управления качеством продукции, показатели квалификации персонала, а также наличие здания, сооружения, оборудования компании, с которым она работает; показатели деловой репутации (сколько лет организация работает на рынке, какие объекты она построила, каким образом позиционирует себя на строительном рынке). «На основе этих критериев мы будем рассматривать возможность ввести компанию в СРО», - заявил эксперт.

Опыт работы СРО уже есть у оценщиков. С 1 января 2008 года отменено лицензирование и каждая оценочная организация должна иметь в штате оценщиков, которые состоят в СРО. «И такой механизм защиты потребителей услуг существует, потому что при СРО созданы экспертные подразделения, имеется компенсационный фонд, требование страхования профответственности на солидные суммы, которые позволяют в рамках тех договоров, которые заключаются на оценку, компенсировать затраты в случае нанесения ущерба заказчику экспертизы», - делится опытом начальник отдела оценки Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Игорь Каспаров. Возможно, опыт деятельности СРО оценщиков могли бы перенимать и строители.

Говорить же о конкретных сроках замены лицензирования на страхование пока не приходится. Пока не создано экономического обоснования данной замены, экономических расчетов процедуры, страхового обоснования и системного расчета страхования. «Нельзя на плечи страховщиков сваливать риски экономического хозяйствования гигантских отраслей не маленькой страны России, - уверен эксперт кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Санкт-Петербургского института управления и права Сергей Краснов. - Это посыл власти и над ним надо работать и власти, и бизнес-сообществу, и страховым компаниям».



Также в фокусе:
  • Страхование предпринимательских рисков: особенности страхования
    Правовая сторона страхования рисков предпринимателей Гражданский Кодекс своей статьей 929 закрепляет перечень имущественных интересов, которые подлежат страхованию, а также оговаривает условия договора страхования
  • Страхование дебиторки: актуальная российская практика
    Стоит отметить, что страховая компания не берет оплату за проверку дебиторов клиента, несмотря на то, что это расходная статья бизнеса страховщика и риски компании могут быть не приняты на страхование
  • Российский рынок франшиз в сегменте фаст-фуда
    Крупная французская сеть салат-баров Green is Better, пропагандирующая здоровую легкую еду и позволяющая посетителям комбинировать различные ингредиенты и заправку, уже вовсю засобиралась в Россию
  • Какие франшизы не боятся рецессии?
    На чешском рынке франчайзинга сегодня наблюдается значительная активность, и все больше американских брендов сейчас стремятся быть представленными в Чешской Республике и других странах Восточной Европы