Страхование бизнеса

„ … Само собой страховая сумма должна быть как можно больше, ведь выплата по страховому случаю зачастую является для предпринимателя единственным источником покрытия ущерба …”

В сегодняшних экономических условиях малый и средний бизнес постоянно балансируют на грани риска. В этой статье речь пойдет о том, как можно не только пережить, но и компенсировать возможные потери.

Организовать фирму – дело нехитрое. А вот удержать бизнес «на плаву» удается не многим. Ведь даже при стабильных продажах все можно потерять за один день. Пожары, аварии и увольнения ключевых работников – все это ставит под угрозу не только прибыль компании, но и само ее существование. Однако неприятные последствия можно минимизировать. Для этого и существует институт страхования бизнеса.

«Масштабы» страхования

Сейчас на рынке функционирует множество фирм различных форм собственности и размеров. И вполне естественно, что у руководства каждой из них свое отношение не только к рискам, но и к их последствиям. К примеру, районная парикмахерская финансово гораздо менее устойчива, чем крупный fashion-холдинг. И то, что для последнего лишь неприятность, для небольшой фирмы может стать катастрофой. Так затопление соседями «сверху» скорее всего повлечет серьезный ремонт зала. Однако в бюджете коммерсанта не всегда предусмотрены расходы на внеплановый ремонт. Приостановка деятельности в таком случае неизбежна. Поэтому первое, в чем заинтересован собственник бизнеса – компенсация возможных убытков. Само собой страховая сумма должна быть как можно больше, ведь выплата по страховому случаю зачастую является для предпринимателя единственным источником покрытия ущерба.

Второй момент, играющий важную роль, – размер страхового взноса. Как правило, все финансовые средства владельцы малого и среднего бизнеса вкладывают в дело. Нередко, при возникновении форс-мажора они даже не имеют резервов для ликвидации его последствий. Но, несмотря на это, мало кто из предпринимателей решится направить деньги на страхование, если сумма взноса будет велика. В целях экономии, а также следуя старой русской традиции, мелкие бизнесмены все еще предпочитают надеяться на «авось».

Третье, на что стоит обратить внимание, – сроки выплаты по страховому случаю, порядок оформления документов для их получения. Длительный срок подготовки бумаг приведет к задержке получения страхового возмещения. А это в свою очередь может вызвать затруднения в работе фирмы.

Что выбрать?

Сегодня страховые компании включают в пакет страхования малого бизнеса следующие основные виды страхования:

* имущественное страхование;
* страхование ответственности;
* страхование от перерывов в производстве.

В первой ситуации можно застраховать оборудование, офис, товары на складе и т. д. В случае их кражи, порчи или другом страховом случае, страховая компания должна будет выплатить пострадавшему предприятию (страхователю) страховую сумму, определенную договором.

Страхование ответственности за причинение вреда сводится к тому, что страховщик должен будет возместить убытки третьим лицам (например, клиентам) при предъявлении ими претензий к предприятию. Допустим, мастер испортил отданный на огранку драгоценный камень клиента. В этом случае пострадавший может предъявить претензии хозяину ювелирной мастерской. А что делать последнему, если у него нет свободных средств для возмещения вреда? Здесь-то и выручит договор страхования профессиональной ответственности. Стоит отметить, что страховая компания исполнит требование о возмещении вреда только в пределах страховой суммы.

Следующий вид – страхование от перерывов в производстве. Зачастую бизнес малого предприятия сосредоточен в одном месте (как правило, это арендованный офис). При пожаре в офисе деятельность фирмы окажется фактически парализованной. От вынужденного перерыва компания понесет убытки:
# Неполученную прибыль.
# Дополнительные затраты в целях сокращения ущерба.
# Неизбежные текущие расходы (зарплата персонала, аренда, налоги, амортизация).

Размер возмещаемого страховой компанией ущерба будет напрямую зависеть от фактического времени простоя. Обычно страховщик устанавливает франшизу (нестрахуемый лимит). В данном случае это минимальный срок перерыва в деятельности. Только после его окончания простой попадает под страховой случай.

Помимо всего вышеперечисленного крупные страховые компании предлагают своим клиентам и другие услуги. Например, пакеты, которые могут включать в себя медицинское страхование персонала (как от несчастного случая на производстве, так и в целом), автомобилей, страхование товаров и оборудования при перевозках и т. д. Есть и пакеты, актуальные для предпринимателей.

Несмотря на все разнообразие, рынок страхования малого бизнеса практически не охвачен. И сегодня такие услуги предлагают только стабильно работающие страховые компании. Это объясняется тем, что страховщики несут ряд неизбежных расходов по оценке как страхуемого имущества, так и рисков, которым оно может быть подвергнуто. И это при том, что размеры страховых премий, получаемых от небольших фирм весьма невелики.



Также в фокусе: