Не наш типаж

„ … Физическое лицо не имеет ни бухгалтерской отчетности, ни других видов документации, позволяющей провести анализ его финансового состояния, что ограничивает возможную сумму сделки на уровне мелкорозничных проектов …”

Несмотря на появившуюся возможность оказывать лизинговые услуги физическим лицам, российские лизингодатели пока не спешат занять этот сегмент рынка. Рост по-прежнему обеспечивают транспортные сегменты.

Российский рынок лизинга в текущем году продолжил стремительный рост, вновь продемонстрировав кратное увеличение объемов сделок. Объем нового бизнеса в первом полугодии 2011 года вырос в два раза и составил 530 млрд рублей, совокупный лизинговый портфель на 1 июля 2011 года увеличился до 1360 млрд рублей (+31%).

Отсутствие шоков в экономике в первом полугодии 2011 года позволило многим предприятиям разморозить инвестиционные программы и обусловило повышение спроса на лизинговые услуги. При этом наличие достаточной ликвидности у банков обеспечило свободный доступ лизингодателей к заемным ресурсам и возможность заключать новые сделки.

Росту рынка способствовало и улучшение ситуации с просроченной задолженностью. «Введение усовершенствованной политики оценки потенциальных лизингополучателей во время прошедшего кризиса повлекло за собой снижение уровня просрочки платежей. Следует также отметить общее улучшение финансового состояния лизингополучателей в текущем году», — говорит Андрей Коноплев, генеральный директор компании «ВТБ-лизинг». По оценкам «Эксперт РА», доля просроченной задолженности на 1 июля 2011 года составила около 1, 5% от лизингового портфеля (по данным 84 компаний), притом что на 1 июля 2010 года она составляла около 3, 5% портфеля (по данным 77 компаний). Объем проблемной задолженности (весь остаток платежей по сделкам, по которым имеется просрочка свыше 60 дней) на 1 июля 2011 года составил около 5% портфеля.

Госкомпании удерживают позиции

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2011 года не изменилась — это «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-лизинг». В сумме на них пришлось около 46% объема новых сделок.

Наибольший объем контрактов (85, 77 млрд рублей) — у «ВЭБ-лизинга». В первом полугодии 2011 года компания сконцентрировалась на поступательном наращивании лизингового портфеля в корпоративном сегменте и на активном развитии розничного направления бизнеса. Особое внимание было уделено работе над источниками и структурой финансирования. Внешэкономбанк в первом полугодии увеличил капитал компании на 5 млрд рублей, еще 5 млрд должны поступить до конца третьего квартала. Кроме того, компания выпустила облигации на сумму 15 млрд рублей, успешно и с существенной переподпиской разместила дебютный выпуск еврооблигаций на 400 млн долларов.

Наиболее яркими событиями для «Сбербанк Лизинга» стало подписание соглашения с «СИНОПЕК Интернейшнл Компани Рус» о сотрудничестве в области лизингового финансирования поставок высококачественного добывающего и перерабатывающего оборудования для предприятий нефтегазовой и химической отраслей, а также ряд крупных сделок в сегменте лизинга недвижимости. По оценкам «Сбербанк Лизинга», по итогам 2011 года общая сумма сделок с недвижимостью может составить порядка 30 млрд рублей.

Компания «ВТБ-лизинг» продолжала наращивать сделки в сегментах железнодорожной техники, авиатехники и грузового автотранспорта (в частности, она поставила 30 тягачей для перевозки угля ООО «Сибуголь»). Важным событием стало привлечение кредитной линии на 50 млн евро от банка UniCredit под гарантию агентства SACE (Италия). Кредитная линия позволит «ВТБ-лизингу» расширить возможности финансирования приобретения лизингополучателями оборудования итальянского производства.

Впечатляющий рост продемонстрировала Государственная транспортная лизинговая компания, поднявшаяся в ренкинге на 12 позиций.

В целом сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в первом полугодии 2011 года составила более половины объема нового бизнеса — 54, 9%. В 2009 году доля таких компаний составляла 25, 4%, в 2008-м — 13, 7%.

Физлица вне фокуса

Сегментом — лидером по объему заключенных сделок традиционно является железнодорожная техника, причем доля ее увеличилась — 53, 9% за первое полугодие 2011 года. В абсолютном выражении железнодорожный сегмент вырос в три раза по отношению к первому полугодию прошлого года. При этом прирост всего лизингового рынка, очищенный от влияния сегмента железнодорожной техники, составил лишь 52, 6% (было 100, 7%).

Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, доля которого за год увеличилась с 8, 3 до 9, 3%. Сегмент лизинга легковых автомобилей занял третье место.

Новым драйвером рынка могли бы стать сделки лизинга с физическими лицами, заключение которых стало возможно с начала 2011 года. Тем не менее отечественные лизингодатели пока не спешат наращивать активность в этом сегменте и не прогнозируют его активного развития. Доля сделок с физлицами за первое полугодие нынешнего года составила всего 0, 01% от суммы новых сделок.

В то же время в ряде европейских стран сегмент лизинга для физических лиц вполне неплохо развит. Например, в Венгрии физические лица могут приобретать в лизинг автомобили, сельскохозяйственную технику и недвижимость. При этом для них установлен ряд ограничений: в случае покупки автомобиля или недвижимости за национальную валюту минимальный первый взнос не может быть меньше 20% (35% при расчетах в евро), а максимальный срок лизинга автомобиля не может превышать семи лет. В структуре заключаемых новых автолизинговых сделок доля контрактов с физлицами составляет около 20–25%.

В Германии отсутствуют законодательные ограничения для физических лиц по приобретению в лизинг любого вида имущества, однако преобладают все же сделки лизинга с автотранспортом. В 2010 году объем автолизинговых контрактов с физлицами составил около 5 млрд евро, количество купленных машин — около 230 тыс.

В Австрии, Нидерландах, Болгарии и Португалии также отсутствуют какие-либо ограничения для сделок с физлицами, доля таких контрактов в объеме нового бизнеса в 2010 году составила, по данным национальных лизинговых ассоциаций, около 10, 3% в Болгарии и 12% в Португалии. В целом в Европе в 2010 году доля сделок с физическими лицами составила около 17, 8% (по данным Leaseurope).

В России же развитие сегмента лизинга для физических лиц ограничивается рядом сдерживающих факторов. Во-первых, отсутствуют финансовые стимулы для населения пользоваться лизингом, а не кредитом. Поскольку на лизинговые платежи начисляется НДС и к тому же лизингодатель уплачивает налог на имущество по предмету лизинга, стоимость техники зачастую получается выше, чем при покупке в кредит.

Во-вторых, сами лизингодатели, которые всегда ориентировались на работу с корпоративным сегментом (в крайнем случае с индивидуальными предпринимателями), не имеют достаточного опыта оценки рисков работы с физическими лицами. Большинство даже розничных лизинговых компаний пока не начали работать с физлицами.

В-третьих, сегмент физических лиц весьма сложный и высокорискованный. Среди рисков наиболее весомы кредитный и юридический. Физическое лицо не имеет ни бухгалтерской отчетности, ни других видов документации, позволяющей провести анализ его финансового состояния, что ограничивает возможную сумму сделки на уровне мелкорозничных проектов. Кроме того, оборудование и коммерческий автотранспорт всегда используются именно в предпринимательских целях. Следовательно, при оформлении в лизинг оборудования на физическое лицо есть вероятность, что клиент будет заниматься предпринимательством незаконно, а это дополнительный риск для лизингодателя.

Наконец, лизингодателям сложно спрогнозировать, как будет выстраиваться работа с Росфинмониторингом в отношении лизинга для физических лиц. Уже сейчас эта организация стремительно расширяет поле своей деятельности, грозя немалыми штрафами за любые прегрешения и отвлекая массу времени на подготовку документов и проведение инструктажей.

Так что наибольшие шансы на развитие лизинговых сделок с физлицами есть только в сегменте легкового автотранспорта; сделки в других сегментах если и будут, то единичные.

В настоящее время выбор физическим лицом в пользу лизинга может быть обоснован только неценовыми факторами — более либеральными требованиями к лизингополучателю, наличием дополнительных сервисов, более гибкими условиями платежей. Часто для физического лица на первый план выходит не стоимость финансирования, а его доступность. В таких случаях лизинг может быть более привлекательным, поэтому определенный спрос на услугу все же будет, считают лизингодатели.

Однако вне зависимости от дальнейшего развития лизинга для физических лиц польза от законодательного нововведения есть. Лизингодатели надеются, что отсутствие требования к использованию предмета лизинга для предпринимательской деятельности позволит им устранить риски споров с различными контролирующими органами относительно того, может ли данный предмет лизинга использоваться для предпринимательских целей.

Развитие сегмента лизинга для физических лиц в России ограничивается более высоким удорожанием техники по сравнению с кредитованием, а также отсутствием у лизингодателей достаточного опыта оценки рисков по физлицам.

Отчетность: два шага к МСФО

Наличие у отечественных банков достаточной ликвидности позволяет лизинговым компаниям без особых проблем привлекать кредиты, используя при этом российскую отчетность. Как следствие, популярность отчетности по МСФО в прошлом году не росла. Количество компаний, составляющих отчетность в соответствии с международными стандартами, по оценкам «Эксперт РА», за 2010 год немного сократилось и составило 34 (в 2009-м — 37).

В то же время в обозримом будущем таких компаний может стать больше за счет тех, которые уже вышли на рынок облигаций или планируют сделать это. Согласно закону № 208-ФЗ от 27 июля 2010 года «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года готовить отчетность по международным стандартам могут обязать все организации, «ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг». Поэтому уже в ближайшее время лизинговым компаниям придется начать составлять отчетность по МСФО, чтобы наработать соответствующий опыт в бухгалтерии и финансовых отделах.

Шаг к сближению принципов российского и международного учета был сделан и в отношении подготовки отчетности по РСБУ. «Логически верно, например, что в российских стандартах исключили возможность принятия самостоятельного решения о формировании резерва сомнительной дебиторской задолженности. Теперь формирование такого резерва обязательно, как и в стандартах МСФО, что дает пользователям отчетности более достоверную информацию о величине активов и финансовом состоянии организации», — говорит Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб».

Кроме того, приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2010 «О формах бухгалтерской отчетности организаций» была ощутимо изменена структура форм российской бухгалтерской отчетности. Впрочем, участники рынка пока видят в нововведениях больше негативных сторон, чем позитивных. Позитивная черта — наличие информации за три отчетные даты, что позволяет проследить динамику изменения показателей за более длительный срок по сравнению с предыдущими формами отчетности.

Негативным изменением стало сокращение информативности квартальных форм отчетности (годовые формы по новым правилам компании еще не составляли). Несмотря на то что детализацию статей баланса организация может определять самостоятельно, включая в него существенную отчетную информацию об активах и обязательствах, большинство компаний пока ограничиваются укрупненными статьями баланса. Это приводит к необходимости запрашивать дополнительные сведения, без которых полноценный анализ клиента провести не удастся, и увеличивает документооборот и трудозатраты компаний.

Усиление концентрации сделок по сегментам и участникам сегодня обусловливает быстрый рост рынка, однако в будущем может привести к столь же быстрому снижению темпов развития.

Концентрированный рост

По оценкам «Эксперт РА», в текущем году высокие темпы роста рынка сохранятся. Прирост числа новых сделок по итогам 2011 года может составить 65–80%, а сумма контрактов — достичь 1, 2–1, 3 трлн рублей. «Драйвером роста рынка останется сегмент лизинга транспортных средств, — считает Елена Адамова, финансовый директор ЗАО “Центр-капитал”. — Кроме того, значительное увеличение объемов сделок могут показать сегменты лизинга строительной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники, оборудования для энергетической, машиностроительной, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Но это произойдет только в том случае, если неспокойная ситуация на мировых финансовых рынках не перейдет в новую фазу кризиса в экономике». Значительное влияние на объем рынка будут оказывать также сегменты железнодорожной техники и оборудования для пищевой промышленности.

В то же время наблюдаемое на рынке усиление концентрации по сегментам (железнодорожная техника) и участникам (растет доля госкомпаний) означает, что в случае изменения конъюнктуры транспортного рынка или стратегии развития подконтрольных государству лизинговых компаний рынок лизинга ждет заметное снижение темпов развития. Кроме того, уже в следующем году на темпы прироста новых сделок перестанет оказывать влияние «эффект низкой базы». В результате в 2012 году темпы прироста могут снизиться вдвое и составить 30–40%.



Также в фокусе:
  • Лизинг: грамотно потратить и вернуть деньги
    Что касается, Оксаны, то она водит новый автомобиль, занимается любимым делом, и доход от кафе, который, кстати, намного превышает ежемесячные платежи по лизингу, стал хорошим подспорье в семейном бюджете
  • Размер удорожания в лизинге
    Общий совет такой: запросить у лизинговой компании несколько графиков платежей с различными схемами погашения и учета и сравнить увеличение удорожания приобретаемого в лизинг объекта с возможными собственными расходами
  • Лизинг для физических лиц
    Плюс к этому и сама покупка в лизинг получается для физического лица дешевле альтернативных вариантов, так как CARCADE может предоставить на автомобиль дополнительную скидку, доступную лизинговой компании, как оптовому покупателю у большинства импортеров
  • Источники финансирования в лизинге
    Поскольку сейчас большинство лизинговых компаний созданы в форме АО и ООО, источником финансирования лизинговых сделок могут стать способы, предусмотренные российским корпоративным законодательством, т