Особенности налогообложения и возможности налогового планирования при деятельности иностранной лизин

„ … 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства …”
В фокусеУслуги для бизнесаЛизинг → Особенности налогообложения и возможности налогового планирования при деятельности иностранной лизин

Своевременное обновление производственных фондов – постоянная «головная боль» любого руководителя предприятия. Только используя современное оборудование можно добиться высокой производительности труда, достойного качества и стабильного сбыта продукции, быть впереди в конкурентной борьбе.Своевременной замене устаревших машин и оборудования мешают обычные российские беды: высокие ставки банковских кредитов, недостаточное предложение конкурентоспособных отечественных образцов, нарекания в работе таможни при принятии решений об освобождении ввозимого оборудования от таможенных пошлин, необходимость платить «таможенный» НДС, налог на имущество, опасность рейдерских захватов предприятий с современным оборудованием.Частично решить эти проблемы можно, воспользовавшись услугами российских лизинговых компаний. Но, как показывает практика, проблемы никуда не исчезают, просто они перекладываются на плечи лизингодателей, которые вынуждены в ответ на возникающие расходы и риски повышать размеры лизинговых платежей. И вместе с тем.

Выгоды лизинга

Договор лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (далее – лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее – лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Федеральный закон РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», ст. 2.

Лизинговая деятельность является одним из видов инвестиционной деятельности (см. Закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года с изменениями (см. Закон № 10-ФЗ от 29.01.2002 г.), далее – «Закон»). Некоторые виды товаров (как правило, очень дорогостоящие, например самолеты гражданской авиации) можно приобрести почти исключительно за счет лизинговых вариантов. Лизинг важен и для повышения реализации оборудования, ведь если оно активно закупается в качестве лизингового имущества, то увеличиваются объемы ее сбыта, общий рост производства предметов производства, доходы населения. Это чрезвычайно важно для повышения уровня экономической безопасности России. Поэтому в России законодательно установлены существенные фискальные льготы и специальные налоговые режимы для операций, связанных с лизинговыми сделками.

В случае если компания берет оборудование в лизинг, она не отвлекает в одночасье какие-либо серьезные сумы. Сначала она производит на этом оборудовании продукцию, продает ее и уже из выручки платит лизингодателю за пользование оборудованием. Такие платежи могут быть «растянуты» на сроки, сопоставимые со сроками амортизации оборудования.

«Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Суммы этих платежей относятся на затраты, связанные с производством и (или) реализацией». (п.1, ст. 28 Закона)

«В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг». (подп. 10 п. 1 ст. 264 (НК РФ)

Вместе с тем, не все так просто, и у налогового ведомства России может быть свое особое мнение, не совпадающее с позицией законодателя. Это необходимо учитывать в повседневной работе.

Например, в Письме ФНС от 16.11.2004 02-5-11/172@ «О порядке учета лизинговых операций» указано, что:

«выкупная стоимость не учитывается в составе лизингового платежа, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль у лизингополучателя, в составе текущих расходов независимо от формы и способа расчетов».

Это же озвучивается и в Письме ФНС РФ от 26.05.2010 № ШС-37-3/2514@:

«…выкупная цена, полная уплата которой является основанием для перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, должна быть определена в договоре лизинга или в дополнительном соглашении сторон.

Лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество учитываются в составе прочих расходов. При этом под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок его действия. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если соглашением предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Однако расходы в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на него к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества и не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Стоимость амортизируемого имущества списывается посредством механизма амортизации.

Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. Выкупная цена предмета лизинга в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы, не учитывается.

Суммы, уплачиваемые в счет оплаты выкупной цены предмета лизинга, до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества) следует рассматривать как авансовые платежи.

Если в договоре предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя после выплаты всех лизинговых платежей и выкупная цена не указана, всю сумму лизинговых платежей следует включать в первоначальную стоимость амортизируемого имущества после перехода права собственности на него к лизингополучателю.»

Поэтому, для того, чтобы избежать конфликта и длительного решения проблемы с налоговыми органами, в лизинговых договорах с опционом на покупку пишут, что по истечении договора лизинга имущество приобретается в собственность на основании отдельного договора купли-продажи по согласованной сторонами цене.

Полезно участь и мнение Минфина России (Письмо от 21.11.08 № 03-03-06/1/646):

«если отсрочка ввода в эксплуатацию полученного в лизинг имущества обусловлена необходимостью доведения его до состояния, в котором оно пригодно к использованию, то лизинговые платежи до ввода в эксплуатацию могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли».

Банкам, получающим доходы от кредитования лизинговых операций, может быть предоставлено право не платить налог на прибыль с процентов, получаемых по таким кредитам. Во многих регионах местным законодательством предусмотрены налоговые льготы для лизинговых компаний, администрациями территорий созданы специальные фонды развития этого бизнеса, есть соответствующая программа и на федеральном уровне. В стране действуют несколько общественных организаций, чья деятельность направлена на оказание информационной, консалтинговой поддержки лизинга. Но, как показывает статистика, «взрывного» развития лизинговой отрасли в России пока не происходит. А что если воспользоваться услугами иностранного лизингодателя? Давайте исследуем, насколько это выгоднее? И рассмотрим также вариант, при котором у производственного предприятия есть достаточные средства для инвестиций, и их можно использовать для деятельности собственной иностранной лизинговой компании.

Преимущества международного лизинга

При международном лизинге предполагается, что лизингодатель является нерезидентом Российской Федерации, а предмет лизинга может производиться как в России, так и за рубежом.

Для ведения лизинговой деятельности в России иностранная компания не обязана создавать представительство или филиал, иметь зарубежную или российскую лизинговую лицензию (в России это требование отменено с февраля 2002 года). Она лишь заключает с российским предприятием договор лизинга, за счет заемных или собственных средств закупает нужный лизингополучателю предмет лизинга и поставляет его российскому лизингополучателю. Купить его она может как за рубежом, так и в России, в том числе и у самого лизингополучателя (для последнего случая предусмотрен специальный термин «возвратный лизинг»).

Если учесть, что лизинговое имущество по окончании договора может перейти в собственность российского предприятия, операция ввоза имущества из-за границы очень похожа на импорт с рассрочкой платежа или кредитование нерезидентом российского предприятия. Но в случае лизинга:

  • имущество может не менять собственника (вообще, или до момента окончания договора лизинга, если договором предусмотрен выкуп имущества), что существенно снижает имущественные и коммерческие риски при ведении бизнеса в России (рейдерам менее интересна компания без ценных основных средств, но с обязательствами);
  • оставаться на балансе лизингодателя – иностранного предприятия (что, как правило, не приводит к обложению налогом на имущество в России) до окончания договора лизинга;
  • таможенные платежи может уплачивать иностранный лизингодатель, постепенно, из сумм лизинговых платежей, поступающих на его счет (постепенные выплаты предусмотрены режимом «временный ввоз»);
  • доход лизингодателя (ГТК называет его «платой за кредит», что, по сути, почти верно, но не соответствует определению, данному в законе «О финансовой аренде (лизинге)») не учитывается при определении таможенной стоимости имущества (см. Письмо ГТК РФ от 18 июня2004 г. № 01-06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов»).

Иностранный лизингодатель для закупки имущества может без излишних административных барьеров кредитоваться в российском банке. Если, конечно, его устроят условия. В случае, когда российский банк является «дружественным» лизингодателю, остается решить лишь «технические» вопросы.

С 18 июня 2004 года в России вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». С этой даты отменена практика выдачи разрешений на совершение любых валютных операций. Вместо этого применяется система резервирования и специального счета. В случае же лизинговых договоров, которые не являются договорами займов или кредитов, и по которым оплата осуществляется не через спецсчета, никакого резервирования не предусмотрено, оплата происходит без применения ограничительных мер.

Необходимо помнить, что Федеральный закон № 115ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» имеет непосредственное отношение к осуществлению лизинговой деятельности. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 вышеупомянутого закона предоставление или получение движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму равную или превышающую 600.000 рублей подлежат обязательному контролю. В связи с этим лизинговые компании (в том числе и иностранные, ведущие деятельность в России через аккредитованные обособленные подразделения) обязаны встать на учет и предоставлять сведения по указанным сделкам в соответствующий уполномоченный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу. Если же лизингодатель не имеет обособленного подразделения в России, эти требования его не касаются, а значит и не возникает лишних бюрократических процедур.

Иностранной лизинговой компании нет необходимости выполнять множество ограничений, которые присутствуют у подобных российских предприятий. Не является она и плательщиком российских налогов.

Преимущества таможенных режимов при международном лизинге

Если лизинговое имущество ввозится иностранным лизингодателем, то можно использовать режим временного ввоза, установленный Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), или специальный режим, который определен в Законе «О финансовой аренде (лизинге)».

Ими предусмотрено, что сумма таможенных сборов и пошлин будет уплачена не так, как это обычно бывает при ввозе товаров для свободного обращения:

  • в первом случае можно «растянуть» уплату таможенной пошлины и НДС на срок до двух лет и более;
  • во втором случае можно платить все таможенные налоги и тарифы лишь с суммы оплаченной части таможенной стоимости имущества, а в дальнейшем их уплата производится одновременно с получением лизинговых платежей или в течение 20 дней с момента получения платежей.

Рассмотрим эти варианты подробнее.

В случае ввоза лизингового имущества иностранной компанией в режиме «временный ввоз» применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза, должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и (или) использования (эксплуатации). Допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте.

Допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу:

  • в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;
  • в иных случаях - с разрешения таможенного органа.

Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза от соблюдения требований и условий, установленных ТК ТС, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, и не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных статьей 280 ТК ТС. По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза.

В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, …применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. При нем за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При частичном условном освобождении сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 месяца. Периодичность уплаты определяется декларантом с согласия таможенного органа.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза, без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. При завершении таможенной процедуры временного ввоза в соответствии с пунктом 1 статьи 281 Кодекса суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении, возврату (зачету) не подлежат.

Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, считается: при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

Ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 4 статьи 283, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза, за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении.

При помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов и курс валют определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после таможенной процедуры временного ввоза товаров, в отношении которых декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в таможенной процедуре временного ввоза уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении, ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза.

При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Значит, с точки зрения налогового планирования, выгодно ввозить лизинговое имущество иностранной компанией в режиме временного ввоза, а затем менять его на режим выпуска для свободного обращения.

Если же участники сделки решили воспользоваться режимом, предоставленным законом «О финансовой аренде (лизинге)», то 34-я статья Закона гласит:

«Уплата таможенных налогов и тарифов производится:

  • на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
  • в дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.

Установленный настоящей статьей порядок (система) оплаты таможенных платежей не считается отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым кредитом».

То есть Закон устанавливает оптимальный вариант, который, к сожалению, не нашел своего отражения ни в Таможенном кодексе России (ранее - см. письмо ГТК РФ от 24 мая 1999 года № 01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ «О лизинге»), ни в Таможенном кодексе Таможенного Союза. Посему таможенные органы будут против применения этого варианта, и если Вы пожелаете доказать свою правоту, то придется делать это через суд. Как отреагирует суд, сказать сложно, арбитражной практики после начала применения ТК ТС пока не было. Но ранее судьи указывали таможне на то, что именно законом «О финансовой аренде (лизинге)» законодатель определил режим уплаты таможенных платежей при международном лизинге. Например, Постановлением от 15.07.02 № А36-196/8-01, ФАС Центрального округа постановил вернуть таможенные платежи, уплаченные налогоплательщиком сверх предусмотренных Законом о лизинге. По мнению суда, в Таможенном кодексе не определен порядок уплаты таможенных платежей при осуществлении международного лизинга, поэтому применение Закона о лизинге правомерно.

В случае споров с таможней арбитражные суды различных инстанций достойно защищали права лизингодателей. Это подтверждают материалы дела по иску компании «Транско» (Санкт-Петербург 1999 год), письмо ГТК РФ от 24.05.99 № 01-15/14858 «О применении Федерального Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О лизинге», решение Верховного Суда РФ от 29 ноября2000 г., распоряжение ГТК России № 702-р от 3.08.2001 и решение Верховного Суда РФ от 23.01.2002 (о признании недействительными и не порождающими правовых последствий пунктов 3 и 4 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров).

Особенности уплаты НДС при международном лизинге

В сделках международного лизинга, в которых имущество ввозится на территорию России, обязательство по исчислению и уплате НДС возникает дважды. Первый раз объектом налогообложения НДС является ввоз товаров на территорию РФ (подп. 4 п.1 ст. 146 НК РФ). Второй раз НДС начисляется на сумму лизинговых платежей («лизинговый платеж представляет собой плату за услуги, непосредственно связанные с движимым или недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ» (подп. 1, 2 ст. 148 НК РФ)).

Рассмотрим порядок, особенности уплаты и возмещения НДС в каждом из перечисленных случаев.

1. НДС при ввозе предмета лизинга на территорию России

При ввозе товаров на территорию России декларант должен уплатить в бюджет НДС по ставке 18%. Налоговой базой для расчета НДС является сумма таможенной стоимости имущества и таможенной пошлины. Если ввозятся подакцизные товары, то налоговая база увеличивается на сумму акциза.

Порядок уплаты «ввозного» НДС зависит от применяемого таможенного режима. Предмет лизинга может быть растаможен в режиме «Выпуск для свободного обращения» и «Временный ввоз». При помещении имущества под таможенный режим «выпуск для свободного обращения» НДС уплачивается единовременно и в полном объеме. Никаких рассрочек по уплате этого налога не предоставляется.

Письмом от 11.04.11 № 03-07-08/109 Минфин разъяснил, что НДС, уплаченный при ввозе на территорию РФ оборудования, требующего монтажа, предназначенного для последующей передачи в аренду по договору лизинга, подлежит вычету в налоговом периоде, в котором такое оборудование принято к бухгалтерскому учету.

Режим «временного ввоза» представляет для участников лизинговой сделки определенные преимущества. При нем уплата НДС осуществляется ежемесячно, в размере 3% от суммы, которая бы подлежала уплате в случае ввоза имущества в режиме «выпуска для свободного обращения» (смотрите подробные пояснения в предыдущем разделе «Преимущества таможенных режимов при международном лизинге»).

НДС, уплаченный на таможне, подлежит вычету (возврату) на основании статьи 171 НК РФ. Как разъяснил Минфин письмом от 29.01.10 № 03-07-08/20, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации оборудования, требующего монтажа, подлежат вычету после принятия такого оборудования к бухгалтерскому учету на счете 07 «Оборудование к установке» и при наличии документов, подтверждающих ввоз и уплату налога. Такими документами являются таможенная декларация и соответствующее подтверждение, выданное таможенным органом в установленном порядке.

Но порядок вычета налога различается в зависимости от того, кто будет уплачивать НДС: лизингодатель, иностранная компания или лизингополучатель - российская компания.

Условия вычета (возврата) НДС для лизингодателя – иностранной компании

Обязательное условие для получения права на вычет «ввозного» НДС: иностранная компания должна встать на налоговый учет (п. 4 ст. 171 НК РФ).

НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе оборудования (других материальных ценностей) на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза, переработки вне таможенной территории, принимается к вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ, если:

1. Ввезенные материальные ценности предполагается продать или использовать на территории Российской Федерации при осуществлении операций, облагаемых НДС (лизинговые платежи облагаются НДС).

2. Ввезенные материальные ценности приняты к учету в соответствии с первичными документами (допустим, ввезенные ОС поставлены на баланс иностранной компании или представительства). При этом, если никакой иной деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства (в налоговом смысле!), иностранная компания не будет вести, то ее лизинговая деятельность не образует постоянного представительства (п. 1.7. ст. 309 НК РФ), и объекта налогообложения по налогу на имущество в РФ не возникает. Не возникает и налогообложения прибыли, если иностранная компания имеет право воспользоваться режимом соответствующего Соглашения об избежании двойного налогообложения.

3. У налогоплательщика имеются документы, свидетельствующие об уплате налога: ГТД, а также другие документы, подтверждающие ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации.

4. Сумма НДС отражена налогоплательщиком – иностранной организацией в книге покупок.*

* При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации основанием для регистрации в книге покупок счетов-фактур является таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу (п. 10 «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914).

При соблюдении перечисленных выше условий, уплаченный таможенным органам НДС может быть принят к вычету. Так как, на практике, вернуть НДС из бюджета РФ иностранной компании бывает проблематично, то возмещать уплаченные суммы налога при режиме ввоза «выпуск товаров для свободного обращения» (при отсутствии другой деятельности) можно только по мере поступления лизинговых платежей от российской компании.

Разъяснению порядка применения налоговых вычетов по суммам НДС, уплаченным лизингодателем при покупке имущества для передачи в лизинг посвящено письмо МНС России от 29.06.2004 № 03-2-06/1/1420/22@. Согласно этому документу, лизингодатель может принять к вычету эти суммы НДС только после принятия на учет приобретенного имущества и при наличии счета-фактуры, выставленного продавцом, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога. При этом не имеет значения, на чьем балансе - лизингодателя или лизингополучателя, будет учитываться это имущество после его передачи по договору лизинга.

В этом письме министерство также напоминает, что передача лизингодателем имущества по договору лизинга лизингополучателю является «оказанием платной услуги», и, следовательно, облагается НДС.

В случае временного ввоза иностранный лизингодатель может получать лизинговые платежи, платить «таможенный» НДС, а затем уже платить НДС с сумм лизинговых платежей за вычетом сумм уплаченного «таможенного» НДС.

Поэтому оптимально ввозить имущество именно в режиме «временный ввоз».

Если иностранная организация не состоит на налоговом учете, то принять к вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе имущества по договору лизинга, сама она не сможет.

Иногда можно столкнуться с мнением налоговых органов, утверждающих, что лизингодатель не вправе принять к вычету суммы входного НДС по имуществу, переданному в лизинг. При этом свою позицию налоговики обосновывают следующим образом:

«Статья 39 НК РФ связывает реализацию товаров (работ, услуг) с моментом перехода права собственности на товар, передачей результатов работ, оказанием услуг. При этом все эти действия в общем случае должны осуществляться на возмездной основе.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.10.98 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя (п.1 ст.11 Закона). Таким образом, при передаче предмета лизинга не происходит реализация этого имущества.

Кроме того, не признается реализацией товаров (работ, услуг) также передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных субъектов и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов) (пп.4 п.3 ст.39 НК РФ).

Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг (ст.2 Закона). Поэтому лизингодатель осуществляет инвестиционную деятельность, что в свою очередь также не позволяет утверждать, что передача имущества в лизинг является его реализацией.

Поскольку нет реализации, то нет и объекта налогообложения НДС (ст.146 НК РФ). Раз нет объекта налогообложения НДС, то нет и права на вычет НДС, уплаченный поставщику лизингового имущества или при ввозе этого имущества на таможенную территорию РФ (п.2 ст.171 НК РФ). Соответственно, суммы входного НДС по лизинговому имуществу вычету не подлежат и должны учитываться в стоимости этого имущества (пп.4 п.2 ст.170 НК РФ).»

Придерживаясь изложенной выше позиции, налоговые органы упускают из вида, что лизинг является разновидностью аренды (параграф 6 гл.34 ГК РФ). Аренда для целей исчисления НДС является услугой (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, пп.14, 20 п.2 ст.149 НК РФ, пп.13 п.3 ст.149 НК РФ, п.3 Определения КС РФ от 02.10.2003 №384-О). Следовательно, деятельность лизингодателя для целей исчисления НДС является деятельностью по оказанию услуг. Предоставление имущества в лизинг является реализацией услуг, которая облагается НДС.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для отказа лизингодателю в праве принять к вычету суммы входного НДС, уплаченного поставщикам лизингового имущества или при ввозе его на территорию РФ.

К аналогичному выводу можно прийти, если считать предоставление имущества в аренду не услугой, а передачей имущественных прав владения и пользования имуществом (споры по этому поводу среди специалистов не утихают до сих пор, несмотря на решения высших судебных инстанций). Ведь согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ передача имущественных прав является объектом налогообложения НДС.

Данную позицию подтверждает и арбитражная практика:

1. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2003 №А56-12202/03 (извлечения):

«Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, подлежит отражению на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Данный вывод подтверждается и пунктом 3 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1997 N 15 (в редакции от 23.01.2001).

Вместе с тем нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок вычетов по налогу на добавленную стоимость, не содержат норм, определяющих, на каких счетах бухгалтерского учета должно учитываться оборудование, сданное в лизинг.

Кроме того, статья 172 НК РФ не связывает право на налоговые вычеты со счетом, на котором учтено приобретенное и сданное в лизинг оборудование.»

2. Постановление ФАС Московского округа от 2 августа (извлечения):

«В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию … в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса.

ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ", нормы международного права, на которые ссылается ответчик, рассматривают в качестве инвестиционной деятельность лизингодателя по приобретению имущества у собственника.

Дальнейшая же его передача в лизинг, как правильно указал суд, является оказанием услуг по сдаче имущества в аренду.

Такие операции в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ являются объектом налогообложения по НДС, а следовательно, в силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию Российской Федерации оборудования, впоследствии переданного в лизинг.»

Условия вычета «ввозного» НДС для лизингополучателя – российской компании

Так как лизингополучатель изначально является налогоплательщиком на территории РФ, состоит здесь на налоговом учете, то право на вычет сумм НДС, уплаченных на таможне, возникает на основании статьи 171 НК РФ. Так как лизинговое имущество оплачивается в рассрочку, то важным для налогообложения лизинговых операций будет позиция МНС России, изложенная в Методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ303/447. В п. 44 этого документа сказано, что «суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Российской Федерации подлежат вычету в указанном выше порядке, независимо от факта оплаты продавцу указанных товаров».

Если лизинговое имущество остается на балансе лизингодателя, то долгое время спорным являлся вопрос относительно возможности принятия к вычету суммы НДС, уплаченного на таможне. Ведь в этом случае, лизингополучатель - российская компания ставит имущество на забалансовый счет. Налоговые органы считали, что принять к вычету суммы НДС при условии, что имущество не поставлено на баланс налогоплательщика нельзя. Но такая позиция не соответствует Налоговому кодексу РФ. Правила ведения бухучета устанавливает Минфин России, который неоднократно отмечал, что для целей принятия НДС к возмещению не имеет значения, на балансовых или забалансовых счетах учтено имущество (письмо Минфина России от 17 мая 2002 года № 04-03-08/18):

«Минфин России рассмотрел ваше письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации по лизинговому контракту, и сообщает следующее.

…В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость производится в зависимости от избранного таможенного режима. При этом, согласно подпункту 5 пункта 1 данной статьи Кодекса, при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации. Так, на основании статьи 72 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации оборудования по лизинговому контракту в таможенном режиме временного ввоза за каждый полный и неполный месяц налогоплательщиками уплачиваются три процента от суммы налога на добавленную стоимость, которая подлежала бы уплате, если бы ввозимое оборудование было выпущено для свободного обращения.

Что касается порядка уплаты налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам, то согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В таких случаях в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса по лизинговым платежам за используемое оборудование налог уплачивается налоговым агентом - лизингополучателем.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе оборудования в таможенном режиме временного ввоза, подлежат вычетам, в случае использования указанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, согласно пункту 3 данной статьи Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками, являющимися налоговыми агентами, при приобретении ими у иностранных лиц работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные как по оборудованию, ввозимому на территорию Российской Федерации по лизинговым контрактам, так и суммы налога, уплаченные по лизинговым платежам, принимаются к вычету в общеустановленном порядке

После подчинения налоговых органов Минфину России оправдалась надежда, что они прислушаются к мнению вышестоящей инстанции. Главное, чтобы были соблюдены условия, прописанные в Налоговом кодексе для получения права на вычет. На сданное в лизинг имущество должны быть в наличии счета-фактуры, документы, подтверждающие уплату НДС поставщику имущества, ну, и само имущество должно быть принято на учет у лизингодателя после приобретения. Что делали с ним потом: оставляли у себя на балансе или передавали на баланс лизингополучателю – налоговым органам не важно. Обо всем этом столичные налоговики сообщили в письме от 14 июля 2004 года № 24-14/46279.

Вариант, при котором не возникают таможенные платежи

В случае если лизинговая компания является предприятием с иностранными инвестициями, иностранный инвестор приобретает имущество за рубежом и вносит его в качестве взноса в уставный капитал, то не возникает обязанность уплачивать таможенную пошлину и таможенный НДС. Далее это имущество можно передать в лизинг.

2. НДС при перечислении лизинговых платежей

Если иностранная организация – лизингодатель состоит на налоговом учете в РФ, то она самостоятельно исчисляет и уплачивает в бюджет НДС с суммы лизинговых платежей, поступающих от российской компании. Для этого иностранная компания должна предоставить лизингополучателю нотариально заверенную справку о постановке на налоговый учет, вести книгу учета покупок, выставлять счет-фактуру на каждый лизинговый платеж.

Если иностранный лизингодатель создал обособленное подразделение в России (например, представительство) для исполнения этих «технических функций» «вспомогательного характера», то надо учесть, что деятельность такого подразделения не приводит к образованию постоянного представительства в России, так это подразделение осуществляет лишь подготовительные и вспомогательные функции, да и лизинговая деятельность сама по себе не образует постоянное представительство (подпункты 4 и 5 п.4 ст. 306, подпункт 7 п.1 ст. 309 НК РФ).

При отсутствии постановки на учет в налоговом органе иностранного лизингодателя обязанность по уплате НДС за него на основании статьи 161 НК РФ возлагается на лизингополучателя – российскую компанию, которая в этом случае является налоговым агентом.

Объектом налогообложения будет вся сумма лизингового платежа, подлежащая перечислению иностранной компании - лизингодателю. Если российская компания, как налоговый агент, удержала и уплатила за иностранную компанию НДС в бюджет, она имеет право на вычет уплаченной суммы налога (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Письмом от 08.04.10 № 03-07-11/92 Минфин разъяснил вопрос о применении вычетов по НДС при оказании услуг по аренде имущества по договору лизинга. Разъяснено, что по лизинговым платежам на основании счетов-фактур, получаемых ежемесячно от лизингодателя, суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету независимо от факта перехода права собственности на вышеуказанное имущество.

Уплата лизингодателем налога на прибыль и алгоритмы налогового планирования.

Варианты, которые мы будем рассматривать ниже, могут быть связаны с ситуацией, при которой лизинговая компания и лизингополучатель явно или неявно относятся к одной группе предприятий. В случае внутрироссийских промышленно-финансовых групп в этом нет ничего необычного. Но что, если лизингодателем будет иностранное предприятие, созданное в интересах российских участников инвестиционной и предпринимательской деятельности?

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга (ст. 28 Закона «О финансовой аренде (лизинге)»).

В случае если иностранный и российский партнер опосредованно принадлежат одним лицам, а российский лизингополучатель передает свою продукцию лизингодателю по минимальной цене, то российская компания платит налог с минимальной прибыли, а основной доход возникает у лизингодателя. Надо учесть, что, правильно разработав схему реализации этой продукции в России или за рубежом, иностранный лизингодатель может легально получать максимальную прибыль, платить минимальный налог на прибыль только в стране налогового резидентства и создавать, таким образом, независимые инвестиционные резервы для дальнейшего развития предприятий группы.

Суждение, что взаимозависимость лизингодателя и лизингополучателя сама по себе не свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде подтвердил и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации своим Определением от 31 марта 2009 г. N ВАС-6982/08 по делу N А75-3183-2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. В нем также было указано, что в сферу налогового контроля не входит контроль за экономической целесообразностью и эффективностью принимаемых налогоплательщиком решений в процессе предпринимательской деятельности.

Почему некоторые иностранные компании не платят российский налог на прибыль от лизинговой деятельности? Согласно п.7 Статьи 309 НК РФ доходы от лизинговых операций иностранной организации не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Они относятся к доходам из источников в РФ, извлекаемым не через постоянное представительство, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Ставка налога – 20%, он должен быть удержан в бюджет при каждом платеже в пользу нерезидента. Однако если между Россией и страной налогового резидентства иностранного лизингодателя существует соглашение об избежании двойного налогообложения, которым предусмотрены пониженные ставки налога при извлечении дохода не через постоянное представительство, то действуют правила международного соглашения. Некоторые из таких соглашений предусматривают полное освобождение от уплаты российского налога. Например, соглашение между Республикой Кипр и Российской Федерацией от 5.12.1998. А если учесть то, что кипрские предприятия платят на острове налог по ставке 10% (при этом основная часть дохода, получаемая кипрской компанией из России, может без особых трудностей переведена в безналоговую оффшорную юрисдикцию), то суммы налоговых платежей можно назвать номинальными. Становится понятно, почему многие иностранные, да и российские компании приходят в Россию и другие страны под видом кипрских предприятий, в том числе лизинговых.

Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг определяется соглашением сторон (п. 2 ст. 7 Закона «О финансовой аренде (лизинге)»).

Суммы дополнительных услуг полностью включаются в производственные затраты российского лизингополучателя. Это позволяет в течение нескольких лет, пока существует договор лизинга, уменьшать базу по налогу на прибыль и формировать свободные средства на балансе иностранного предприятия для новых инвестиций.

Для того чтобы не увеличивалась таможенная стоимость имущества, монтажные работы предмета лизинга можно выделить из лизингового контракта в отдельный договор. В этом случае, при применении дополнительного кипрского предприятия, не аффилированного с первым, строительно-монтажные работы, выполняемые кипрским предприятием (например) в период, не превышающий 12 месяцев, не создают постоянное представительство в России в соответствии с условиями международного налогового соглашения, и прибыль кипрской компании налогообложению в России не подлежит.

Предусмотрена возможность передачи предмета лизинга и в сублизинг. В этом случае конечный российский лизингополучатель заключает контракт с российской компанией и не видит «за ее спиной» иностранную. Вариант может быть с успехом использован в обычном бизнесе российских лизингодателей, создавая оптимальные условия как по заключению контрактов с российскими или иностранными лизингополучателями, так и с точки зрения суммарных налоговых последствий. Конечно, нельзя забывать о недопущении аффилированности предприятий.

Как правило, срок договора лизинга рассчитывается так, чтобы с учетом применения ускоренной амортизации остаточная стоимость предмета лизинга после окончания договора была минимальной.

Статья 31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга

1. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

2. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.

Необходимо учесть, что Поправки в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 22.07.08 № 158-ФЗ) изменили порядок начисления амортизации по основным средствам, которые являются предметом договора лизинга. Теперь компании, у которых на балансе числится лизинговое имущество, относящееся к первой- третьей амортизационным группам, не должны применять повышающий коэффициент 3 независимо от даты его принятия на учет (ст. 259.3 НК РФ). Об этом, в частности, напомнил Минфин России в своем Письме от 10.02.2009 № 03-03-06/1/44.

То есть специальный коэффициент при любом способе амортизации применяется только к лизинговому имуществу, относящемуся к четвертой - десятой амортизационным группам.

По мнению специалистов финансового ведомства, после вступления поправок в силу организации уже не могут корректировать сумму начисленной амортизации в сторону повышения. Как видите, для компаний, на балансе которых есть лизинговое имущество, включенное в первую-третью амортизационные группы, такая позиция невыгодна. Ведь для них налоговая амортизация по рассматриваемому имуществу уменьшится в три раза. Следовательно, и размер расходов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, станет меньше, а сумма налога увеличится.

С учетом закона РФ «Об иностранных инвестициях» поправки не коснулись иностранных компаний и российских предприятий с иностранными инвестициями, к которым применяются положения этого Закона, так как для них действует «дедушкина оговорка» (нововведения могут применяться лишь тогда, когда они не ухудшают условий налогоплательщика).

Смена лизингополучателя не повлияет на расчет амортизации и вовсе не означает, что теряется право на применение коэффициента ускоренной амортизации. Данное правило не зависит от того, на чьем балансе числится имущество.

Об этом сообщает Минфин в письме от 12 ноября2006 г. № 03-03-04/1/782. Финансисты напомнили, что на лизинг распространяются общие положения о договоре аренды (ст. 625 ГК). К тому же пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса предусмотрено, что арендатор вправе с согласия собственника передать свои права и обязанности другому лицу. Таким образом, условия договора лизинга продолжают действовать и при смене лизингополучателя. При этом новый арендатор автоматически становится правопреемником в отношении начисления амортизации по переданному ему оборудованию.

Имущество выкупается по остаточной стоимости. При этом график лизинговых платежей составляется с расчетом того, насколько быстро надо получить основную прибыль лизингодателем, и насколько быстро лизингополучатель может (или ему выгодно, в целях налогового планирования) выплатить эту прибыль.

Особенности уплаты налога на имущество

Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон (то есть физических и юридических лиц) (п. 1 ст. 31 Федерального закона № 164-ФЗ).


Иными словами, в отношении основных средств, переданных по договору финансовой аренды в лизинг, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций признается организация-балансодержатель (лизингодатель или лизингополучатель). Это подтверждает и письмо Минфина от 20.01.12 № 03-05-05-01/04.

С 1 января 2006 действует норма НК РФ, в соответствии с которой факт того, что имущество, относящееся к доходным вложениям, также должно облагаться налогом. Единственный способ законно не платить налог – не являться его плательщиком, если это установлено Налоговым кодексом России. Например, если объект лизинга будет на балансе иностранного лизингодателя и не будет недвижимостью. Как такое возможно?

Напомним, порядок налогообложения имущества организаций в Российской Федерации регулируется положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщиками налога признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статья 309 Налогового кодекса устанавливает особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации. В перечне видов доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, есть и (п.п. 7, п.1) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.

Значит иностранные организации, получающие доходы от движимого имущества от источников в Российской Федерации, не являются плательщиками российского налога на имущество.

Для сравнения заметим, что у российских организаций, если у них имеется движимое или недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств, объект налогообложения возникает всегда.

Также полезно помнить, что если положения международного налогового соглашения отличаются от положений, установленных НК РФ, применяются положения международного соглашения.

Пример. Кипрское предприятие передает российскому предприятию воздушное судно по договору лизинга. Постоянное представительство кипрской компании в России не образуется, налогообложения имущества здесь не возникает. Кстати, не возникает и налога на прибыль лизингодателя (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года, ст. 7, п. 1; НК РФ, ст. 306, п. 6 или ст. 309, п. 7; НК РФ, ст. 310, п. 2.4.).

Отсюда можно сделать вывод, что гораздо выгоднее учитывать, например, воздушные суда на балансе кипрской, чем иной иностранной или российской компании, если учесть высокую стоимость воздушных судов и соответствующие суммы налога на имущество, которые в сопоставимых условиях выплачивает другое иностранное или российское предприятие.

Полезно знать также, что ст. 23 Закона «О финансовой аренде (лизинге)» определено:

«на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя».

Это очень важное положение в наше неспокойное время. Учет предмета лизинга на балансе иностранного лизингодателя позволяет минимизировать не только налог на имущество, но и свести к минимуму имущественные риски.

Особенности передачи в лизинг земельных участков

Предметом договора лизинга не могут быть только земельные участки, являющиеся самостоятельным предметом договора лизинга. Однако указанный запрет не распространяется на случаи, когда предметом лизинга служат: здание (сооружение), предприятие, иной имущественный комплекс. Это утверждает, например, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 № 8215/08 по делу № А41-К1-66/07). О чем идет речь в этом документе?

Между лизингодателем и лизингополучателем заключен договор лизинга, в силу которого лизингодатель приобретает для лизингополучателя по договору купли-продажи объект недвижимости и на условиях названного договора предоставляет его во временное владение и пользование лизингополучателю.

Договором определено право лизингополучателя досрочно, с опережением графика вносить лизинговые платежи и после полной оплаты получить в собственность предмет лизинга.

Лизингополучателем надлежащим образом исполнены обязательства по договору лизинга, и он обратился к лизингодателю с требованием передать предмет лизинга и зарегистрировать переход права собственности на объект недвижимости.

Лизингодатель отказался зарегистрировать переход права собственности на объект недвижимости, мотивируя это тем, что переход права собственности на объект недвижимости невозможен без перехода прав на землю, на которой расположена данная недвижимость, а земельные участки не могут являться предметом договора лизинга.

Однако законодательство содержит запрет на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Таким образом, законодательством установлен принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения.

Президиума ВАС считает, что в таком случае следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего переход права собственности на земельный участок к приобретателю здания (сооружения). Поскольку здания, строения и сооружения могут являться предметом договора лизинга, они могут переходить в собственность лизингополучателя на условиях, предусмотренных соглашением сторон, и без включения в договор земельного участка в качестве составной части этого недвижимого имущества.

Особенности государственной регистрации транспортных средств – предмета лизинга

Важным вопросом при передаче в лизинг транспортных средств является их госрегистрация.

13 декабря2001 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован приказ Минсельхоза РФ № 942 и Госстандарта РФ № 318 от 27 сентября2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники». Вносимые изменения касаются порядка регистрации самоходных машин и других видов техники, являющихся предметом договора лизинга. В частности, установлено, что при проведении регистрационных действий в отношении машин, поставляемых по договору лизинга, сведения о собственнике заносятся в паспорт на основании соглашения между лизингодателем (сублизингодателем) и лизингополучателем об учете машины на балансе и ее регистрации на имя одной из сторон договора, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.


Пунктом 52.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 № 59, установлено, что регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях. Следовательно, в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель, который уплачивает транспортный налог по месту регистрации транспортных средств.

В случае если лизингодателем будет иностранная компания, она может аккредитовать в России представительство, передать на его баланс транспортные средства и заключить лизинговый договор с российским лизингополучателем. Если по иным основаниям деятельность инофирмы не будет приводить к образованию постоянного представительства в России, то в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ не будет возникать российского налогообложения прибыли этой инофирмы.


В соответствии с п. 52.2 указанных правил, государственная регистр

Также в фокусе:
  • Лизинг как форма привлечения капитала: три основных этапа
    Как правило, лизинговые компании сами ведут активную деятельность по сбору информации о перспективных видах оборудования, ценах, поставщиках, анализируют спрос, конъюнктуру рынка и многие другие факторы
  • Преимущества и недостатки лизинга
    Прежде чем совершить лизинговую сделку, необходимо все тщательно продумать, составить бизнес-план, рассчитать свободные средства, которые можно потратить на развитие бизнеса, и т
  • Приобретение актива по договору лизинга
    Но поскольку арбитражная практика по указанному вопросу отсутствует, торговая организация должна самостоятельно принять решение о возможности применения амортизационной премии по учитываемому на ее балансе лизинговому имуществу
  • Отражаем в учете операции по приобретению автомобиля в лизинг
    Для лизингополучателей такие платежи будут расходами по приобретению амортизируемого имущества, подлежащими признанию в составе расходов посредством начисления амортизации после приобретения лизингового имущества в собственность