Медицинский экспорт

„ … Я лично не вижу никаких оснований для того, чтобы ограничивать развитие страхового рынка в его пользу, не давая возможности другим компаниям заниматься страхованием иностранцев, приезжающих к нам лечиться …”

Лечение иностранцев в Беларуси может принести стране со временем не менее миллиарда долларов при решении определенных проблем. Группа экспертов проанализировала их, провела исследование «Импорт лучших зарубежных практик в сфере медицинского туризма: опыт Израиля, Германии и Литвы для Беларуси» и выработала ряд рекомендаций, реализация которых позволит поднять экспорт медицинских услуг в нашей стране на достойный международный уровень, сделать его по-настоящему доходной отраслью.

«Начинать надо с решения такой важной проблемы, как введение медицинской визы для западных туристов, которые хотят у нас лечиться, – говорит руководитель исследования, директор ООО «Агентство медицинского туризма» Михаил Недвецкий. – Она должна выдаваться в любых пунктах пересечения белорусской границы, и ее действие должно распространяться не только на медицинских туристов, но и на сопровождающих их лиц. Виза должна позволять многократный въезд в страну, что обеспечит пациенту поэтапное лечение, если в нем есть необходимость, и последующую реабилитацию. В Израиле, например, получение медицинской визы не является проблемой».

Частью решения диверсификации медицинских услуг может стать ратификация программы малого приграничного движения: тогда мы можем легко выходить на польский и литовский рынки

Это создаст дополнительные возможности для развития въездного медицинского туризма на приграничных белорусских территориях. Здесь, в первую очередь, выиграют Брест и Гродно. Областные центры имеют хорошую клиническую базу, а в Гродно к тому же расположен и медицинский университет.

Больших вложений в разработку такого типа визы не требуется, а ее введение быстро окупится.

Для развития медицинского туризма нужно решить еще и целый ряд проблем, которые не относятся непосредственно к медицине?

«Безусловно. Если, допустим, американцы, которые приедут на Чемпионат мира по хоккею, узнают, что у нас стоматология в десятки раз дешевле, чем в США, и захотят подлечить зубы, как они станут общаться в наших медцентрах? И о каком повышении качества лечения можно вообще говорить, если наш медперсонал зачастую не владеет иностранными языками на должном уровне? А ведь существует еще и медицинская документация, которую надо переводить с английского! И это тоже серьезная проблема, которую, на мой взгляд, надо решать еще на стадии обучения в медицинских университетах».

Взаимная выгода

Экспорт медицинских услуг позволяет за вырученные средства строить новые лечебные учреждения, оснащать их современным оборудованием, развивать высокотехнологичную медицину, то есть, по сути, помогает обеспечивать белорусов качественной медицинской помощью. Но все это способствует и новому притоку зарубежных клиентов, которые вкладывают в нашу медицинскую отрасль еще большие деньги.

М.Недвецкий: «Чтобы привлечь клиентов, необходима реклама, но единой рекламной кампании медицинского туризма у нас сегодня не существует. Все учреждения, которые предоставляют медицинские услуги либо являются посредниками предоставления медицинских услуг, рекламируют, как правило, самих себя. И это плохо, потому что есть мировой опыт и определенные каноны рекламы, которые следует соблюдать. Турция, например, в последнее время сделала колоссальный рывок в сфере медицинского туризма, заработав очень внушительную сумму во многом благодаря рекламе.

У турок рекламная кампания всех медицинских услуг, которые предоставляются иностранцам, составляют единую линию и выработаны в одном стиле. У них очень агрессивная реклама в хорошем смысле этого слова. Турки соблюдают законы маркетинга и внимательно изучают конкурентов, и их опыт в этой сфере для нас подходит лучше всего

«Выработать единую рекламную кампанию, и в качестве основных ее мероприятий активно использовать средства массовой информации и тематические издания, например, международный журнал Medical Tourism Magazine, социальные сети, блоги и форумы. А также участвовать в тематических международных выставках и мероприятиях, организовывать для зарубежной прессы ознакомительные поездки, создать специализированный сайт и круглосуточный call-центр медицинского туризма на русском, английском, немецком, испанском, арабском и китайском языках».

Серьезная программа!

«Это еще не все: учитывая международную практику, необходимо связать медицинский туризм с брендом страны, потому что сегодня, к сожалению, Беларусь не может позиционировать себя положительно на Западе по разным причинам, а по состоянию туризма она даже не включается во Всемирный туристический рейтинг. Поэтому, на наш взгляд, Беларусь сегодня может позиционировать себя положительно качественной медициной, а Чемпионат мира по хоккею может стать первоначальным этапом выработки нового бренда».

Как победить конкурентов?

Победить более мощных конкурентов можно лишь одним способом: стать сильнее их. Но вначале надо достичь хотя бы их уровня. Основную часть медицинских туристов у нас составляют россияне, но Германия и Израиль тоже пользуются у них невероятной популярностью. Клиники в Германии, как правило, имеют международную аккредитацию, и качество их услуг постоянно повышается: многие из них, ориентированные на иностранцев, предоставляют сервис премиум-класса. Поэтому увеличивается приток медицинских туристов, соответственно растут доходы страны, составляющие более 900 миллионов евро, что делает экспорт медицинских услуг в Германии одним из самых приоритетных направлений.

М.Недвецкий: «Мы предлагаем объединить все направления въездного туризма: медицинский, сельский, бизнес-туризм и, соответственно, гостиницы, рестораны, медицинские учреждения, санатории и перевозчиков в один кластер, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Если человек, скажем, едет в Беларусь на лечение, то перевозчик может сделать для него скидку на билеты, а отель, с которым сотрудничает клиника, – забронировать номер за более низкую цену. То есть все работают сообща друг на друга, хотя и являются внутри кластера конкурентами. Но главное то, что все они работают над развитием въездного туризма. Формирование кластера позволит предложить клиенту комплексный пакет медицинских услуг за конкурентоспособную цену, а, кроме того, кластер способствует повышению эффективности отрасли в целом и отдельных медицинских учреждений и операторов в частности. Литовцы, к примеру, создали туристический кластер несколько лет назад, а классическим примером кластера медицинского туризма является немецкая Medical Valley.

Уровня Германии мы, видимо, достигнем не скоро?

«Выход на западные рынки будет проблематичным без признания того, что медицинские услуги, которые оказывают белорусские клиники, соответствуют мировым стандартам. Поэтому, с учетом зарубежного опыта, мы предлагаем начать процесс присоединения к признанным международным системам аккредитации и сертификации для медицинских учреждений: Joint Commission International – для учреждений широкого профиля, International Organisation for Standards 9000 – для учреждений лабораторного и радиологического профиля; системы сертификации медицинского туризма – Temos ,, Excellence in Medical Tourism“ и Treatment Abroad: Code of practice for medical tourism. И, разумеется, к системе сертификации медицинских спа – EUROPESPA med».

Для тех, кто финансируется из бюджета, это подъемно. Правда, каждые три года аккредитацию надо подтверждать, но это себя окупает, поскольку является своего рода престижной рекламой и работает на авторитет медучреждения. Если у него есть сертификат международной системы качества, то разговор с иностранными клиентами ведется совсем на другом уровне

По лучшим образцам

Средства, которые платят иностранцы, идут не только на медицинское оборудование и новые технологии, но также на стажировку и обучение белорусских медиков в лучших клиниках мира. Кроме того, стоимость одной операции по трансплантации органов иностранным гражданам, к примеру, позволяет сделать три подобные операции гражданам нашей страны.

М.Недвецкий: «Одной из наших рекомендаций является строительство международного медицинского центра, куда можно было бы направлять большую часть иностранных граждан. Мы считаем, что его следует создать по принципу классической университетской клиники западного образца, и обязательным условием работы центра должно стать его соответствие международным системам аккредитации и сертификации. В Израиле, например, функционируют несколько международных центров, есть такой центр и в Германии».

Для строительства желательно привлекать инвестора, но если у нас построили новое здание 2-ой больницы по улице Энгельса и выделили деньги на ее оборудование, то, полагаю, можно построить в Минске еще одно здание такого же уровня. Однако если найдется иностранный инвестор, это будет идеальным вариантом!

«Еще очень важным вопросом мы считаем оптимизацию страхования, которая сегодня необходима. У нас страхованием иностранных граждан занимается исключительно «Белгосстрах», который, по сути, является монополистом в этой сфере. Я лично не вижу никаких оснований для того, чтобы ограничивать развитие страхового рынка в его пользу, не давая возможности другим компаниям заниматься страхованием иностранцев, приезжающих к нам лечиться. Природа этого бюрократического барьера мне непонятна».

У нас все иностранцы, которым оказываются медицинские услуги, обязаны страховаться?

«В обязательном порядке у нас страхуются только туристы из далекого зарубежья, а также из Грузии и Туркменистана. А граждане СНГ обязательному страхованию не подлежат, и могут страховаться по собственному желанию или при сложных операциях, связанных с рисками, скажем, в области кардиологии, пластики, протезирования и так далее. В этом случае клиента перед приездом предупреждают, чтобы он, на всякий случай, застраховался. Тут проблема еще в том, что не все международные страховки работают сегодня с Беларусью, и если мы планируем расширяться на запад, то просто обязаны решить эту проблему, потому что иначе западному клиенту нет смысла сюда приезжать.

Копилка для клиник

По данным Министерства здравоохранения Израиля, в 2011 году на лечении иностранных пациентов только государственные клиники заработали 62 миллиона долларов, то есть на 44% больше, чем в 2010-м. За шесть лет их доходы от медтуризма увеличились в 7 раз, а объем совокупного прямого дохода от отрасли израильские эксперты оценивают на уровне 125-180 миллионов долларов в год.

М.Недвецкий: «Последней нашей рекомендацией является создание Фонда развития системы здравоохранения Беларуси, который позволит проводить эффективное перераспределение части заработанных средств, полученных от экспорта медицинских услуг, для модернизации отечественной системы здравоохранения. Медучреждения должны будут вносить в него обязательные взносы в размере 20% от доходов, полученных за медицинские услуги, оказанные иностранным гражданам, а средства Фонда будут выделяться организациям здравоохранения на основании открытого конкурса заявок два раза в год».

Насколько это справедливо: взимать заработанные одним деньги и передавать их другому? Почему заработавший не может модернизировать свое учреждение за них? И почему система здравоохранения должна модернизироваться за счет структур, экспортирующих свои услуги?

«Забирать заработанные деньги у одних центров и отдавать другим – это действительно не очень справедливо. Но правила эти должны распространяться только на бюджетные организации здравоохранения, частную медицину они не затрагивают. Частная медицина будет по-прежнему работать на себя и тратить заработанные деньги так, как считает нужным. Но когда мы проводили исследование, то интересовались у чиновников Минздрава, Министерства спорта и туризма, которые курируют медицинский туризм: куда идут средства, заработанные бюджетными клиниками? Ответа так и не получили. Хотя известно, что 9-я и 10-я минские клинические больницы являются лидерами по экспорту медицинских услуг и зарабатывают хорошие деньги. 9-я больница, к примеру, занимается трансплантацией органов, – а это сфера богатая, но все деньги идут в общий котел. И поэтому, по мнению моих коллег по исследованию, создание Фонда сделает эту систему более справедливой, поскольку на средства из него будет приобретаться новое оборудование, медицинские препараты, возможно, – повышаться заработная плата».



Также в фокусе:
  • Обязательные условия - регистрация медицинских изделий
    Процедурой внесения изделия в данный реестр занимается Бюро, осуществляющее регистрацию медицинской техники, лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения
  • Медицина и бизнес
    Обилие такой рекламы, повсеместное открытие центров диагностики, частных медицинских кабинетов, привело к тому, что люди уже привыкли к навязываемым им понятиям, что медицину можно и нужно превратить в бизнес
  • Медицинский бизнес – что это?
    Природа позаботилась о том, чтобы изначально у новорожденного были сформированы жизнеспособные органы и функции организма, позволяющее ребенку развиваться до биологических параметров, заложенных в генах
  • Медицина и бизнес – примечательный симбиоз
    Это подразделение не относится к системе муниципального, регионального, федерального здравоохранения, но является учреждением, оказывающим экстренную медпомощь на платной основе