Хедж-фонды банковского управления: в России ими станут ОФБУ

„ … И теперь паевые фонды могут окончательно вытеснить ОФБУ с рынка коллективных инвестиций, предоставив пайщикам прежде недоступные возможности по инвестированию при более удобной инфраструктуре и меньших рисках …”
В фокусеПИФыПро ОФБУ → Хедж-фонды банковского управления: в России ими станут ОФБУ
Хедж-фонды банковского управления: в России ими станут ОФБУ Неорганизованная альтернатива

Показать доходность на падающем рынке ОФБУ смогли из-за особенностей регулирования: более широкой по сравнению с ПИФами инвестиционной декларацией и необязательностью регулярной переоценки активов. Так, к примеру, в период обострения финансового кризиса с сентября по декабрь 2008 года стоимость пая фонда «Хедж-Фонд» под управлением банка «Славянский кредит» увеличилась на 11%, фонда «Собинбанк — Активное управление» под управлением Собинбанка — на 9%, фонда «Солид Хедж-Фонд» — на 5%.

Средства фондов могут вкладываться в акции и облигации российских и иностранных эмитентов, инвестироваться на товарном рынке. Отсутствие требований к регулярной переоценке позволяло отражать активы по высокой стоимости приобретения, даже несмотря на падение рынка.

Однако преимущества ОФБУ — прямое следствие отсутствия специализированного регулирования для этой формы коллективных инвестиций и недостаточно стройной конструкции этого рынка. В итоге получилось, что преимущества оказались чреваты более серьезными недостатками.

Некоторые банки при управлении ОФБУ пренебрегали заявленными в названии фонда направлениями инвестирования. К примеру, часть средств фонда драгоценных металлов могла быть размещена в акциях компаний нефтегазовой отрасли. Еще хуже, когда в портфеле образовывается большая доля долговых бумаг компаний второго-третьего эшелона, на которых банк пытался существенно повысить доходность.

Управляющие покупали в портфель ОФБУ облигации таких компаний, надеясь обеспечить с их помощью высокую доходность паев для учредителей управления. Параллельно с этими бумагами проводились операции на рынке РЕПО. Из-за отсутствия в законодательстве четкого руководства по переоценке активов ОФБУ банк долго держал стоимость паев на высоком уровне, привлекая пайщиков.

Но в итоге по объективным обстоятельствам — из-за общей конъюнктуры на рынке — эта ситуация завершилась 90-процентным снижением стоимости активов ОФБУ в течение суток и появлением так называемых «обманутых инвесторов». Но необходимо понимать, что никакого нарушения законодательства допущено не было. Ведь многие инвесторы воспринимали ОФБУ как своеобразный «депозит с плавающей ставкой», а в итоге финансовая неграмотность привела к потерям.

Выиграли сражение…

ОФБУ делятся на группы с активной, индексной, консервативной и умеренной стратегиями управления. На 25 мая 2009 года объем рынка ОФБУ составил 8, 6 млрд руб. Наиболее распространены фонды с активной стратегией: на сегодня их насчитывается 78, при этом совокупные активы таких ОФБУ составляют 3, 5 млрд руб. Меньше всего фондов с умеренной стратегией инвестирования (25 фондов), однако сумма чистых активов этой группы немногим уступает крупнейшему направлению и составляет 3, 3 млрд руб.

Банки наравне с управляющими компаниями столкнулись с оттоком средств из фондов в период обострения кризиса. С октября по декабрь 2008 года инвесторы вывели из общих фондов банковского управления порядка 1, 4 млрд руб., что сократило рынок на 14%. Но на фоне ралли 2009 года ОФБУ обогнали и российский фондовый индекс, и тем более паевые фонды. За неполные пять месяцев паи ОФБУ с активной стратегией выросли в среднем на 90%. Аналогичный показатель для паевых инвестиционных фондов акций — индекс RAEX.stocks вырос на 70% за аналогичный период. Индекс ММВБ за это же время вырос на 65%. Показать выдающиеся результаты и обогнать ПИФы ОФБУ смогли благодаря возможности вкладывать средства в иностранные ценные бумаги и товарные рынки.

… но проиграли войну

С мая прошлого года ФСФР расширила возможности управляющих компаний при управлении активами паевых инвестиционных фондов. ПИФы, как и ОФБУ, получили возможность инвестировать на товарном рынке, а также вкладываться в иностранные ценные бумаги. Однако управляющие до сих пор не спешат пользоваться новыми возможностями — на сегодняшний день сформировался лишь один паевой фонд товарного рынка. Причиной этому стал кризис: пайщики активно выводили средства из управления, и создание новых, более сложных продуктов при такой динамике стало для УК неактуальным.

Рост рынка в 2009 году и возвращение инвесторов позволяют управляющим компаниям активизировать процесс создания новых фондов. И теперь паевые фонды могут окончательно вытеснить ОФБУ с рынка коллективных инвестиций, предоставив пайщикам прежде недоступные возможности по инвестированию при более удобной инфраструктуре и меньших рисках.

ПИФы более прозрачны, и интересы инвесторов благодаря участию в системе регистратора и спецдепозитария защищены гораздо сильнее, нежели в ОФБУ. Управление активами ОФБУ регулируется только инструкцией Центрального банка, тогда как деятельность ПИФов регламентирует целый пакет нормативных документов, включая специальный закон. В каждой УК есть контролер, который отслеживает все нарушения, связанные с ПИФами, а в ОФБУ вопрос контроля не формализован.

ПИФы обязаны регулярно проводить переоценку активов. В открытых фондах данные обновляются каждый рабочий день, в интервальных — ежемесячно. Перед банковскими фондами нет жестких сроков по переоценке, в результате возможны резкие колебания чистых активов при ее проведении и, соответственно, введение инвесторов в заблуждение.

Другой подход

ПИФы сейчас выглядят привлекательнее ОФБУ, однако у фондов банковского управления есть хорошие перспективы развития: они должны заменить в российской финансовой системе институт хедж-фондов. Несмотря на то что понятие «хедж-фонды» сейчас у многих ассоциируется с одной из причин мирового финансового кризиса, сами по себе эти финансовые институты не представляют опасности и необходимы экономике.

Де-факто ОФБУ, подобно хедж-фондам, уже сейчас занимаются рисковыми инвестициями и слабо зарегулированы. Но для легитимизации их статуса в качестве хедж-фондов требуется ряд законодательных преобразований, таких как вывод ОФБУ из доступных непрофессионалам инструментов коллективных инвестиций. Также требуют гармонизации нормативные акты Центрального банка и ФСФР, положения которых затрагивают деятельность ОФБУ. Требует доработки область защиты интересов инвесторов ОФБУ.

Когда будет организована соответствующая инфраструктура для полноценной деятельности ОФБУ как хедж-фондов, общие фонды банковского управления смогут стать одним из недостающих элементов российского международного финансового центра.

Также в фокусе: