Инвесткафе: зачем ПИФам искусство?

„ … На днях крупная управляющая компания, входящая в топ-20 по размеру чистых активов в управлении, заявила о формировании двух новых фондов, которые будут инвестировать в художественные ценности …”
В фокусеПИФыПро ПИФы → Инвесткафе: зачем ПИФам искусство?
Инвесткафе: зачем ПИФам искусство? Инвестиции в ценные бумаги даже сейчас для большинства россиян являются экзотикой. В настоящих условиях для инвестора в России оптимальным является выбор «классических» объектов инвестирования, таких как акции и облигации. Только после того как «частный российский инвестор» станет массовым явлением (что, я думаю, займет еще лет десять), можно будет всерьез говорить об интересе к более сложным инвестиционным инструментам, пишет комментарии, полученном 17 августа ИА "РосФинКом" заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая.

На днях крупная управляющая компания, входящая в топ-20 по размеру чистых активов в управлении, заявила о формировании двух новых фондов, которые будут инвестировать в художественные ценности. Это первый подобный прецедент на российском рынке взаимных инвестиций. ПИФы будут закрытыми: вложить средства в фонд можно будет только на стадии формирования, погасить паи — лишь по окончании срока действия договора доверительного управления фондом, а количество паев будет фиксировано. Формирование фондов на сегодняшний день еще не начато.

Насколько интересными могут быть подобные фонды для российского инвестора?

Для оценки арт-рынка в мировой практике используется семейство индексов Mei Moses®. Основным индикатором является Mei Moses All Art index, рассчитываемый по аукционным ценам на предметы искусства. В пост-кризисный 2009 год Mei Moses All Art index потерял 23, 5%, что является крупнейшей просадкой с 1991 года. Лопнувший «пузырь» цен на предметы искусства, формировавшийся в 1985-1990 годах, привел тогда к падению индекса на 38, 7% за год. Последние пять лет до 2009 года Mei Moses All Art index рос в среднем на 20% в год. Для сравнения, индекс S&P500 в 2009 году показал рост на 23%. Однако годом ранее S&P500 просел на 38% из-за разразившегося во второй половине года финансового кризиса. В среднем за пять лет, без учета провала 2008 года, S&P500 в среднем прибавлял 10%.

Согласно последнему пресс-релизу, индекс Mei Moses All Art index в первом полугодии 2010 года вырос на 13, 4%, в то время как S&P500 за аналогичный период снизился на 6, 5%. Несмотря на впечатляющие темпы роста индексов Mei Moses, инвестиции в художественные ценности через взаимные фонды является более рискованными, чем инвестиции в «классические» активы — акции и облигации.

• Во-первых, объекты искусства низколиквидны, в отличие от акций компаний, входящих в состав расчета любого индекса - будь то S&P500 или индекс РТС. Это означает, что, купив картину Ван Гога сегодня, вы не сможете так же легко и непринужденно продать ее завтра — если вам срочно понадобятся свободные средства.

• Во-вторых, ценообразование на рынке предметов искусства специфично. Стоимость арт-объекта зависит от техники, жанра, статусности автора, модных тенденций и т.п. На рынке «классических активов» все гораздо более определенно: стоимость акций, по большому счету, зависит от способности компании генерировать прибыль, стоимость облигаций — от способности компании обслуживать свои долги. Таким образом, инвестиции в объекты искусства могут окупиться относительно быстро — а могут и вовсе не окупиться, если, к примеру, объект инвестиций окажется подделкой.

• В-третьих — на мой взгляд, инвестировать в объекты искусства лучше всего самостоятельно: одновременно найдет удовлетворение ваша тяга к прекрасному, можно будет застраховаться от приобретения подделки, а приобретенный объект искусства можно будет хранить, скажем в банковской ячейке или в загородном охраняемом особняке — и завещать по наследству потомкам. Такой подход кардинально отличается от инвестирования в арт-объекты через взаимные фонды.

Появление на российском рынке ПИФов, инвестирующих в арт-рынок — экспериментальное, на мой взгляд, явление, направленное на узкую группу лиц. По прошествии более чем пятнадцати лет развития фондового рынка в России количество частных инвесторов по-прежнему остается очень низким — по разным оценкам, от 150 до 300 тысяч. Объективные причины — рост финансовой грамотности, увеличение числа торгуемых на биржах компаний, «народные IPO» госхолдингов — указывают на рост аудитории инвесторов в средне- и долгосрочной перспективе.

Инвестиции в ценные бумаги даже сейчас для большинства россиян являются экзотикой. В настоящих условиях для российского инвестора оптимальным является выбор «классических» объектов инвестирования, таких как акции и облигации. Только после того как «частный российский инвестор» станет массовым явлением (что, я думаю, займет еще лет десять), можно будет всерьез говорить об интересе к более сложным инвестиционным инструментам.


Также в фокусе:
  • Вкладываемся в золото и паи ПИФов?
    По мнению эксперта, спрос со стороны клиентов на валютные вклады падает и будет продолжать падать, может быть, за исключением отдельной категории клиентов, которые по личным мотивам предпочитают хранить свои сбережения только в валюте, не считаясь при этом с курсовыми потерями
  • Вложение в ПИФы: холодный расчет
    По мнению экспертов, как раз кризис научил граждан более осторожно подходить к инвестированию денег на фондовом рынке, а именно не рассчитывать на сверхдоходы и быть готовыми к потере части вложенных средств
  • Греция не собирается идти по стопам Дубая и Исландии к банкротству
    Греческий министр финансов напомнил, что руководство Еврогруппы, Европейского центрального банка, а также комиссар ЕС по экономике и финансам одобрили меры нового греческого правительства по сокращению дефицита
  • Вклады уходят в ПИФы
    Не желая больше привлекать деньги вкладчиков, банки активно развивают такой продукт, как инвестиционные депозиты, предусматривающий перевод части средств в инструменты коллективного инвестирования