Кассовый разрыв: банки взвинтили тарифы - пострадал малый бизнес

„ … Говорить о снижении цен на РКО сложно, поскольку по отдельным операциям тарифы, конечно, корректировались, но при этом на стоимость пакета в целом это не оказывало существенного влияния …”
В фокусеБанковское делоРКО для бизнеса → Кассовый разрыв: банки взвинтили тарифы - пострадал малый бизнес

С начала кризиса отечественные банки почти в два раза повысили тарифы на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) корпоративных клиентов. Под РКО понимается комплекс услуг, связанных с ведением текущего счета, осуществлением безналичных платежей, пополнением и снятием наличных средств со счета.

Комиссионеры

В стандартной банковской отчетности нет информации о том, сколько банки зарабатывают на РКО. В то же время опрошенные БИЗНЕСом банкиры констатируют рост доходов от этой услуги.

“Доходы УкрСиббанка от услуг по управлению финансовыми потоками (так называемый сash management) и расчетно-кассового обслуживания в 2010 г. увеличились, по сравнению с 2009 г., на 14%”, — отметил Дмитрий Кушниренко, директор центра пассивных продуктов и управления денежными потоками УкрСиббанка (г.Киев; с 1990 г.; 10 тыс.чел.).

Он не пожелал озвучить абсолютные показатели дохода, однако отметил, что повышение доходов от услуг по управлению финансовыми потоками и РКО в основном обусловлено увеличением количества и объемов платежей.

Так, если в начале 2010 г. один клиент в среднем в месяц проводил 54 платежа, то уже к концу года — 84. Доходы “ВТБ Банка” в 2010 г. от операций по РКО корпоративных клиентов (без учета представителей малого бизнеса) составили более 50 млн грн. При этом доходы по данной статье увеличиваются с 2008 г.

По словам Олега Савина, заместителя начальника управления средних корпоративных клиентов “ВТБ Банка” (г.Киев; с 2005 г.; 4 тыс.чел.), рост комиссионных доходов обусловлен в том числе повышением цен на услуги по некоторым операциям РКО.
По мнению банкира, услуги РКО для юридических лиц постепенно дорожают, что обусловлено общими инфляционными процессами, а также увеличением себестоимости оказываемых услуг.

“Доходы банка от РКО стабильно возрастали в связи с увеличением количества клиентов, а также благодаря росту активности использования РКО клиентами. Наибольший доход приносят операции с наличными”, — сообщил Патрик Пражак, директор департамента корпоративного бизнеса “Эрсте Банка” (г.Киев; с 2005 г.; 2, 5 тыс.чел.). Любопытно, что некоторые банкиры не признаются в повышении тарифов.

“Тарифная политика банка по отношению к РКО для наших корпоративных клиентов не менялась с марта 2009 г., — уверяет Сергей Сафонов, член правления по развитию корпоративного бизнеса банка “Форум” (г.Киев; с 1993 г.; 3, 5 тыс.чел.). — При этом существенно вырос доход от таких операций в расчете на одного корпоративного клиента. Наибольший комиссионный доход банку приносит проведение клиентских операций по текущим счетам и на валютном рынке”.

В “ВТБ Банке” отмечают, что традиционно наиболее доходными статьями в сфере расчетно-кассового обслуживания юридических лиц являются операции по купле-продаже иностранной валюты и операции с наличными средствами.

Наложенным платежом.

Стремясь привлечь как можно большее количество клиентов, банки до кризиса активно снижали тарифы на услуги РКО. Иногда они опускалась ниже себестоимости услуг. При этом в условиях кредитного бума банкирам удавалось компенсировать условные потери на РКО за счет дохода от кредитования клиентов.

Когда в конце 2008 г. массовое кредитование малого и среднего бизнеса прекратилось, банки стали задумываться о повышении тарифов по кассовым операциям.

Только лишь приведения стоимости услуг к экономически обоснованному уровню оказалось недостаточно. За счет комиссионных от РКО финучреждения постарались компенсировать падение доходов от кредитной деятельности.

“С 2008 г. в связи с резким спадом кредитования банки стали больше внимания уделять другим направлениям клиентского обслуживания, соответственно, наращивая объем и увеличивая стоимость этих операций”, — говорит г-н Савин. Такая политика направлена прежде всего на сбалансирование структуры доходов банка.

Чаще всего корпоративные клиенты совершают операции по переводу денежных средств с одного счета на другой. По данным НБУ, за 2010 г. отечественные банки через систему электронных платежей (СЭП) совершили почти 305 млн платежей в целом на 5, 9 трлн грн. Это соответственно на 7, 6% по количеству и 28, 2% по объему больше, чем в кризисном 2009 г. Примерно 80% безналичных операций — это клиентские платежи.

Любопытно, что 70% от общего количества транзакций составили платежи на сумму до 1000 грн. Правда, доля таких мелких платежей в общем обороте системы (по объему) составила всего 0, 7%.

Таким образом, исходя из этих данных и при условии, что средняя стоимость платежного поручения составляет 3 грн., можно предположить, что только на проведении платежей в 2010 г. банки заработали около 1 млрд грн.

Пакетик нужен?
Повышение стоимости услуг сильнее всего ударило по представителям малого и среднего бизнеса, так как размер оплаты в основном зависит не от объема операций, а от их количества. Кроме того, мелким клиентам, в отличие от крупных, не под силу торговаться с банками и навязывать им свои условия.

Крупные банки с западным капиталом, как правило, относят к малому и среднему бизнесу (МСБ) компании с годовым оборотом не более EUR5 млн. По оценкам банкиров, среднестатистический представитель МСБ совершает в год примерно 300 платежей и официально обналичивает 250-300 тыс.грн.

Практика показывает, что такой предприниматель тратит на РКО 3-5 тыс.грн. в год. Банки активно предлагают клиентам МСБ пакетное обслуживание по РКО. Предложения разрабатываются с учетом оборотов бизнеса, характера основной части операций (наличные/безналичные) и даже отрасли, в которой работает компания.

В рамках различных пакетов отдельные услуги тарифицируются по-разному. Но общий смысл в том, чтобы в итоге на каждом клиенте ежемесячно зарабатывать определенную сумму. Например, базовый пакет РКО для малого и микробизнеса от “Райффайзен Банка Аваль” обходится в 45 грн. (месячная абонплата), при этом стоимость платежной операции за пределы банка составит 3 грн., а в системе банка — 1 грн.

По другому пакету абонплата составляет 400 грн., однако одна платежная операция будет стоить всего 0, 5 грн., а в пределах банка — вообще проводиться бесплатно. То есть предприниматель может выбрать тарифный план в зависимости от уровня активности (частоты проведения платежей). При этом всех клиентов в обязательном порядке подключают к системе удаленного обслуживания счета “клиент — банк”.

За открытие текущего счета в большинстве крупных банков возьмут 100 грн. Отметим, что финучреждения всячески стимулируют клиентов пользоваться каналами удаленного доступа к счету. Именно с этой целью резко повышается стоимость обработки традиционных бумажных платежек.

“Абонплата за ведение счетов юрлиц в целом снизилась, если эти счета подключены к системам “клиент — банк” или интернет-банкинга. Однако увеличилась плата за проведение платежей на бумажных носителях с 1, 5-2 грн. до 3-10 грн. и абонплата по счетам клиентов, не использующих электронные каналы”, — говорит Патрик Пражак.

Больше других в этом смысле отличился Проминвестбанк, который недавно увеличил стоимость выполнения платежного поручения на бумажных носителях до 50 грн. за операцию. В то же время платежи с использованием системы PIB-online обойдутся дешевле в разы.

В частности, если клиент ежемесячно совершает до 100 платежей, то стоимость одной транзакции составит 2 грн. Если же в месяц проводятся более 500 переводов, то каждый обойдется в 1 грн. Аналогично дела обстоят в других крупных банках.
К примеру, ПриватБанк предлагает клиентам выбор: пользоваться системами удаленного доступа либо же по старинке приносить в банк бумажные платежки. При этом стоимость обработки стандартного платежного поручения составит 4 грн. — вдвое дороже обработки электронного документа.

Любопытно, что УкрСиббанк не практикует разной стоимости перевода внутри банка и за его пределы. Стоимость одной бумажной платежки в обоих случаях составляет 6 грн. При использовании системы электронного банкинга перевод платежа за пределы банка обойдется в 2 грн., а внутри банка будет бесплатным.

В Укрсоцбанке один платеж на бумажном носителе стоит 10 грн., а при использовании электронного банкинга — 2 грн. Все бы ничего, но многие банки не готовы предоставлять клиентам удаленный доступ к счету бесплатно.

В частности, за установку системы “клиент — банк” Укрсоцбанк просит 100 грн. плюс за подключение каждого дополнительного рабочего места — еще 50 грн. Ежемесячная абонплата за обработку электронных документов составляет 60 грн. В банке “Финансы и Кредит” подключение к электронному банкингу будет стоить 50 грн., а абонплата — 50 грн. в месяц.

Банкиры говорят, что по мере автоматизации услуг РКО их стоимость будет уменьшаться. По мнению Дмитрия Кушниренко, этому будет способствовать усиление конкуренции среди банков за привлечение ресурсов.

В таких условиях рентабельность услуг РКО для банков, помимо других факторов, будет зависеть от их способности к максимальной стандартизации и автоматизации транзакционных процессов, обеспечивающих понижение себестоимости операций.

Патрик Пражак считает, что финучреждения будут предлагать более лояльные условия по РКО клиентам, работающим со своими контрагентами через единственный банк, а также группам компаний. При этом банки будут увеличивать объемы и качество автоматизации услуг, стараясь уходить от ручной работы.

Финансист — о тенденции
Вячеслав Кондрашов (35), заместитель директора по логистике и финансам ООО “Карапуз” (г.Киев; производство стиральных порошков; с 2001 г.; около 60 чел.):
— Банки начали повышать цены на РКО, выросла стоимость платежных операций. Банки не хотят давать льготные комиссионные на снятие наличных с текущего счета по чековой книжке.

По крайней мере, однозначно можно утверждать, что есть нехорошая тенденция к увеличению стоимости обслуживания. Думаю, повышая тарифы, финучреждения пытаются увеличить свою доходность. С кредитами ничего хорошего не происходит — банкам надо как-то выживать.

Пока нас это удорожание особо не затронуло, поэтому я не рассматриваю возможности смены обслуживающих банков, как будет дальше — посмотрим. Мы не подсчитывали, во сколько компании обходится РКО, так как в этом пока не было необходимости.

Хотя, в принципе, мы постоянно ведем переговоры об индивидуальных тарифах. Крупных клиентов банки очень любят и идут на разные уступки им. Для более мелких игроков ситуация складывается менее удачно.

Банкир — о ценообразовании
Алексей Саливон (40), заместитель председателя правления, директор по корпоративному бизнесу “VAB Банка” (г.Киев; с 1992 г.; 2, 5 тыс.чел.):
— Формирование ценовой политики в отношении РКО прежде всего зависит от желания банка привлечь на обслуживание того или иного клиента или группу клиентов. Также принимается во внимание, насколько активно клиент пользуется банковскими услугами.

Учитываются как объемы кредитных операций, так и степень обращения к другим банковским продуктам. При этом банк развивает линейку своих предложений, чтобы предприятие могло приобрести оптимальный для себя пакет в зависимости от частоты и объема использования тех или иных операций.

Для корпоративных клиентов нередко создаются индивидуальные предложения, где тарифы отличаются от стандартных. Здесь во главу угла ставится прежде всего объем операций. Банки стараются сделать акцент на удешевление наиболее часто используемых операций.

Как правило, это платежи в национальной и иностранной валюте, операции по купле-продаже валюты, кассовые операции. Часто снижается стоимость услуг системы “клиент — банк”, так как финучреждения заинтересованы в том, чтобы клиент максимально перенес обслуживание в систему дистанционного доступа.

Более того, сейчас банки постепенно переходят на бесплатное подключение клиентов к системе “клиент — банк”. Говорить о снижении цен на РКО сложно, поскольку по отдельным операциям тарифы, конечно, корректировались, но при этом на стоимость пакета в целом это не оказывало существенного влияния.



Также в фокусе: