Самолеты «Ан». История авиаконструктора Антонова
„ … Здесь он создал около 30 типов безмоторных летательных аппаратов, на которых устанавливали мировые рекорды, а в годы Великой Отечественной они широко применялись для транспортировки солдат, техники, боеприпасов …”
В июне 1965 года во время проведения самого престижного авиасалона во французском Ле Бурже в небе появился самолет Ан-22 "Антей". Самый большой на то время самолет в мире пронесся над длинными рядами авиатехники, вызвав изумление многих десятков тысяч посетителей, ведь об этом экспонате никто не знал.
Советская делегация ничего не сообщила заранее, а летчику-испытателю Юрию Курлину специально приказали пролететь на очень низкой высоте, чтобы создать больший эффект. Внутри самолета находился космический корабль "Восток", а также львовский автобус ЛАЗ и вездеход УАЗ.
После приземления внутри самолета сразу же была организована пресс-конференция, где разместились более 300 человек. Конечно же, персоной дня был создатель гиганта – авиаконструктор Олег Константинович Антонов. К нескрываемому восторгу журналистов был добавлен и тот факт, что советский ученый бегло и практически без акцента говорил по-французски. Так мир заговорил о выдающемся авиаконструкторе, который всю свою жизнь посвятил небу.
7 февраля этого года – 104-я годовщина рождения человека, чье имя навсегда внесено в историю мировой авиации – Олега Антонова. Именно он создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, среди которых – самые большие и грузоподъемные в мире – "Антей" и "Руслан". Но, наверное, самым первым популярным его изобретением является Ан-2, или по-народному – "кукурузник", который летает даже в Америке.
А начинал он карьеру с планеров еще в юные годы. Вместе со сверстниками-подростками он создал "Клуб любителей авиации", и ребята постоянно бегали на военный аэродром для изучения конструкции летательных аппаратов. Первое произведение – планер "Голубь" – было сделано из фанеры и водопроводных труб и отмечено грамотой за оригинальную конструкцию. После окончания Ленинградского политехнического института Антонов был направлен в Москву для организации Центрального бюро планерных конструкций. А уже в 1933 году молодой 27-летний ученый становится главным конструктором планерного завода в Тушино под Москвой. Здесь он создал около 30 типов безмоторных летательных аппаратов, на которых устанавливали мировые рекорды, а в годы Великой Отечественной они широко применялись для транспортировки солдат, техники, боеприпасов.
Но главной целью его работы было создание самолетов. В 1947 году увидел свет первый самолет Антонова – Ан-2, который к тому же оказался и долгожителем: его серийно выпускают с 1949 года. Изначально он задумывался для работы в сельском хозяйстве, отсюда и народное название – "кукурузник", так как он широко использовался во время массового выращивания кукурузы. Но вскоре сфера использования значительно расширилась, и он стал многоцелевым. Маленькие размеры (длина всего 12, 4 метра, высота – 5, 35 м, экипаж – 2 человека) давали возможность работать на воздушных линиях малой протяженности – и в горах, и в тундре, и в тайге, на буровых работах, а также в других странах – Монголии, Турции, Африке. Интересно, что по кодификации НАТО его называют "Colt", то есть "жеребенок".
После переезда в Киев Антонов активно занимается самолетостроением. В течение 1960-70-х годов Конструкторское бюро Антонова выпустило множество новых самолетов – пассажирских, санитарных, транспортных, метеорологических, аэрофотосъемочных. Бюро специализировалось на грузовых самолетах, всех и не сосчитать – АН-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32 и так далее. Но самыми известными стали Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан" – крупнейшие транспортные самолеты в мире. Самолет "Руслан" создавали для транспортировки пусковых установок баллистических ракет, а также тяжелой боевой техники и различных грузов.
При создании самолета Антонов использовал совершенно новые технические решения, а именно – впервые в мире было применено стреловидное крыло суперкритического профиля, а также композиционные материалы. По техническим характеристикам его длина составляла 69 метров, размах крыла – 73 метра, высота – 21 м, максимальная скорость – 865 км/час. На этих самолетах было установлено 30 мировых рекордов. В настоящее время самолет активно используется в военной сфере для перевозки боевой техники, а также грузов различные отдаленные регионы, в том числе и на Крайний Север. Интересный факт, что Ан-124 хотели назвать Тарасом Бульбой, но остановились на имени "Руслан", ведь большинство самолетов конструктора имело в своих названиях буквы АН.
Позднее появилась еще более совершенная модель, правда, созданная уже последователями Антонова. К сожалению, великий ученый не увидел "Мрию" – на сегодня самый большой транспортный самолет в мире, созданный на основе Ан-124, который был внесен в Книгу рекордов Гиннеса в 2009 году. Кстати, "Мрию" снимали в фильме "2012" в виде компьютерной модели в эпизодах о разрушении Лас-Вегаса.
Антонов был не только гениальным конструктором, но и обаятельным человеком с разносторонними интересами, знал несколько иностранных языков. С ним можно было говорить на любые темы. Он писал книги и хорошо рисовал. Сам он говорил: "Если б я не стал конструктором, то стал бы художником". Вся его жизнь была наполнена творчеством.
Елена Гончарук
Также в фокусе:
-
Компания WebMoney и ее первые деньгиВ настоящее время системы Webmoney, что дает пользователям возможность работать с несколькими видами валют, включая золото может рассматриваться в качестве мирового лидера финансовых операций в Интернете
-
Как рождался самый необычный российский брендБезусловно, громким стал и рекламный ход с приездом светской львицы Пэрис Хилтон на показ Киры, за которое известная дочь из клана легендарных владельцев отелей получила несколько миллионов долларов
-
История Puma, или как появился конкурент AdidasИ уже в одном из первых футбольных матчей, который проходил после Второй Мировой Войны несколько игроков национальной команды отдают свое предпочтение бутсам от Рудольфа, выступая в них на соревнованиях
-
Как заработать миллиард долларов за квартал? Пример AdobeНапомним, что в 2010 году Adobe была вовлечена в борьбу с Apple, которая касалась использования инструментария компании для разработки приложений для мобильных устройств на платформе iOS