ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. Уроки Востока
„ … У российской и восточноевропейской экономик есть сходство, но стиль ведения бизнеса в коммерческой недвижимости формируют те страны, представителей которых здесь больше …”Российский рынок торговых центров (ТЦ) пока находится в поле особого интереса. Он еще молод, малоосвоен и высокодоходен. Сколько он существует, столько ведутся споры о его судьбе и о том, по какой модели он будет развиваться. В последнее время зарубежные консультанты, часто приезжающие в Москву “на разведку” по просьбе иностранных инвесторов, говорят, что столице стоит обратить внимание на опыт стран Восточной Европы и Китая.
Москва отстает от Шанхая, Варшавы, Праги лет на 5-7.
Доходность, которую девелопер может получить от создания ТЦ в Москве, — 20-30% — в 2-3 раза выше, чем там. Московский сектор ТЦ выходит на 1-е место в Европе по количеству ежегодно строящихся квадратных метров. А вот для Шанхая этот бум закончился лет пять назад. В начале 1990-х гг. там началось массовое увлечение строительством торгцентров. Рынок к этому был не готов. Тогда на нем не было достаточного количества продавцов и покупателей. А некоторые торгцентры получались чересчур масштабными на фоне низкого спроса. Потому значительная часть их площадей не заполнялась арендаторами. Шанхайские владельцы недвижимости совершали тогда еще одну ошибку — сплошь и рядом продавали, а не сдавали в аренду площади в торгцентрах (в западной практике это считается грубой ошибкой, так как нарушаются общая концепция и эффективность ТЦ). К концу 1990-х гг. ситуация выправилась: в Шанхай пришли транснациональные сетевые операторы, такие как IKEA, а местные строители обратились к опыту Гонконга, насыщенного успешными ТЦ. В Гонконге индустрии ТЦ исполнилось уже 30 лет. Сейчас в Шанхае благоденствует третье поколение торгцентров — время, когда рынок становится рынком покупателя, когда ритейлоры имеют возможность выбирать успешные магазины и опытных застройщиков, которые способны не только возвести объект, но и управлять им.
Российский рынок может развиваться и как польский, который в три раза меньше, чем в РФ. Но в Восточной Европе он самый большой. Варшава — самый богатый город страны, в нем 2 млн жителей, и 60% доходов населения тратится на потребительские товары. В Москве эти расходы составляют около 80%. На первом этапе развития — в 1995-1997 гг. — в Польше появлялись супермаркеты и гипермаркеты, потом строились большие магазины за городом. Сейчас потребители предпочитают делать покупки в пределах города. Потому застройка ТЦ возвращается из пригорода.
Зарубежные консультанты рекомендуют московским девелоперам обращаться за опытом к сравнимым рынкам. А также предостерегают от гигантомании, советуют помнить, что успешные ТЦ могут располагаться не только в новых зданиях и не обязательно в центре города. И просят уделять больше внимания долгосрочному планированию.
Хотя не исключено, что эта точка зрения не вполне оправданна. У российской и восточноевропейской экономик есть сходство, но стиль ведения бизнеса в коммерческой недвижимости формируют те страны, представителей которых здесь больше. Пока что Москву заполняют в основном предприниматели с Запада.
-
Свой угол в торговом центре Во-первых, маркетологи ТЦ могут неверно спрогнозировать посещаемость и таким образом невольно ввести арендаторов в заблуждение относительно расчетов, которые они проводили при анализе своей потенциальной доходности
-
Бизнес-план киоска, торговой палатки, ларька Оборудование Для открытия и полноценной работы киоска по продаже продуктов питания понадобиться следующее торговое и вспомогательное оборудование: непосредственно сам киоск холодильный ларь или холодильная витрина стеллажи для товара весы кассовый аппарат стол и стул для продавца Окончательный перечень оборудования зависит от ассортимена продаваемых товаров
-
Легко ли организовать «торговый» бизнес Но даже при самых радужных перспективах всегда есть риск прогореть, поэтому, чтобы такого не произошло, начинающий бизнесмен должен осознавать, что первое время ему придется работать без выходных и часто в убыток
-
Как открыть продуктовый магазин По мере развития вашего торгового бизнеса, поставщиков с каждым днем будет появляться все больше и больше, и каждый будет предлагать свой товар - выбирайте тех, у кого пониже цены, и качественный товар