Убыточность рынка обязательной "автогражданки" продолжает расти

„ … По мнению Сергея Ефремова, рост премий обусловлен тем, что сегодняшний рынок ОСАГО - это то направление, где страховые компании могут активно применять свои усилия, так как в остальных направлениях, таких как каско и имущество, активности в связи с кризисом пока еще не наблюдается …”
В фокусеКомпанииКомпании и рынки → Убыточность рынка обязательной "автогражданки" продолжает расти
Убыточность рынка обязательной "автогражданки" продолжает расти Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал предварительные данные по итогам работы рынка ОСАГО в первом полугодии. Так, за первые шесть месяцев автостраховщики собрали 43, 7 млрд рублей премии, что на 8, 8% превышает аналогичный прошлогодний показатель. Судя по всему, рынок постепенно оправляется от кризиса, по крайней мере, темпы роста сбора премий ускорились. Для сравнения - в январе-июне 2009 года по сравнению с аналогичным показателем 2008 года сборы выросли всего на 3, 7%. Впрочем, время для позитивных прогнозов еще не пришло - убыточность обязательной "автогражданки" продолжает увеличиваться.

Растут не только премии, но и выплаты - за первое полугодие они увеличились на 11, 9% до 25, 5 млрд рублей. Всего в компании было заявлено за первое полугодие более 1, 1 млн страховых случаев по ОСАГО. За отчетный период по обязательной "автогражданке" было заключено 17, 8 млн договоров, что на 5, 8% меньше аналогичного прошлогоднего показателя. При этом темпы сокращения числа заключенных договоров ОСАГО несколько возросли - в первом полугодии 2009 года это сокращение составляло 4, 2%.

Средняя стоимость полиса достигла 2, 458 тысячи рублей против 2, 345 тысячи рублей годом ранее. Средняя выплата по одному страховому случаю составила 23, 046 тысячи рублей против 24, 325 тысячи рублей в январе-июне 2009 года. Продолжает расти уровень выплат, который по итогам первого полугодия составил 58, 4%. В прошлом году за этот же период эта цифра равнялась 56, 8%.

Из предоставленных союзом данных видно, что на рынке продолжается тенденция увеличения его концентрации. Так, если годом ранее на долю десятки лидеров приходилось 64, 5% премий, то сейчас уже 68, 9%. "Оттого что ряд компаний уходит, ряд брокеров перестает заниматься ОСАГО, идет некое перераспределение клиентуры между крупными игроками, в связи с этим повысилась конкуренция внутри рынка ОСАГО с целью получения большего портфеля и лучших сегментов", - говорит руководитель блока розничных продаж страховой группы "МСК" Сергей Ефремов.

Крупнейшие десять автостраховщиков в первом полугодии 2010 года собрали 30, 1 млрд рублей премии. Как и прежде, лидером рынка обязательной "автогражданки" выступает компания "Росгосстрах", которая собрала за первые полгода 13, 6 млрд рублей премии. Второе и третье места по количеству заключенных договоров и зачисленной страховой премии занимают компании "Ресо-Гарантия" и "Ингосстрах" соответственно. В целом на долю "Росгосстраха" приходится почти треть рынка, при этом "Ресо-Гарантия", занимая второе место, отстает от лидера более чем в три раза.

По мнению Сергея Ефремова, рост премий обусловлен тем, что сегодняшний рынок ОСАГО - это то направление, где страховые компании могут активно применять свои усилия, так как в остальных направлениях, таких как каско и имущество, активности в связи с кризисом пока еще не наблюдается. "Мы все ожидаем к осени повышения тарифов на ОСАГО и соответствующим образом крупнейшие 20 компаний пытаются занять бо?льшую долю рынка, для того чтобы в дальнейшем иметь разные группы страхователей. Соответственно при следующем возрастании тарифов мы видим повышение доходности компаний по данному виду страхования", - говорит он.

По словам генерального директора страховой группы "Генезис" Виктора Юна, одной из причин повышения сборов по ОСАГО можно назвать смену автопарка. "В России растет число более мощных и современных автомобилей, что соответственно ведет к росту стоимости полисов. Кроме того, в связи с улучшением экономической ситуации сокращается число автовладельцев, которые ездят без полиса ОСАГО или отказываются от вождения автомобиля вовсе. Также стоит отметить, что в январе-июне этого года наблюдался эффект от повышения региональных коэффициентов, которое произошло в прошлом году. Рост сборов по ОСАГО может быть отчасти вызван повышением коэффициентов для водителей с небольшим стажем вождения", - отмечает он.

Тем не менее ОСАГО продолжает оставаться убыточным: рост выплат опережает рост премии, поэтому даже дальнейшее увеличение региональных коэффициентов не могло бы исправить ситуацию. "В России тарифы по ОСАГО не менялись с 2003 года и остаются самыми низкими в Европе. Повышение тарифов по ОСАГО актуально в связи с ожидаемым увеличением лимитов, предложенным Минфином. Отметим, что, по оценкам РСА, изменения лимитов должны будут привести к росту тарифов на ОСАГО на 35-40%", - говорит Виктор Юн.

Также в фокусе:
  • Непрофессионалам рекомендуют покинуть фондовый рынок
    Переломным моментом стала ситуация вокруг долгов Греции и других слабых экономик Европы в апреле-мае, которая наглядно показала, что быстрый рост суверенных долгов может заставить власти сворачивать программы стимулирования раньше, чем мировая экономики будет к этому готова
  • В США и России продолжается рост спроса на бытовую электронику
    Продажи Apple очень неплохо растут, и не исключено, что интерес к iPad подтолкнет новый учебный год - ряд университетов уже готовы использовать их в качестве учебного пособия, и вполне возможно, что он станет модным школьным аксессуаром
  • Растворимая розница
    Исполнительный директор Starbucks Говард Шульц заявил, что Starbucks планирует превратить Via в бренд, который будет приносить миллиардные доходы, а основной акцент будет сделан на рынке Китая и чуть позднее - России
  • Рука Москвы
    Временный запрет на экспорт, по опасениям некоторых экспертов, может привести к тому, что Россия потеряет свои позиции на мировом рынке, ведь до эмбарго наша страна входила в число крупнейших экспортеров зерна