В России продолжается рост рынка электронных платежей

„ … Председатель совета АЭД Виктор Достов считает, что электронные деньги, в партнерстве с крупными банками, системами денежных переводов, терминальными сетями стали массовым и достаточно существенным элементом российской платежной инфраструктуры …”
В фокусеКомпанииКомпании и рынки → В России продолжается рост рынка электронных платежей
В России продолжается рост рынка электронных платежей Кризис не сказался на интернет-платежах - такой вывод содержится в исследовании, проведенном компанией Яндекс на основании статистики платежной системы Яндекс.Деньги. С лета 2008 г. по лето 2009 г. ее пользователи совершили более 16 млн различных операций - в 1, 7 раза больше, чем годом ранее. Очевидно, что рынок интернет-платежей не только выстоял, но и продолжает расти.

Зачастую в России популярность новых технологий объясняется неразвитостью предшествующей им ступени. Например, россияне практически не представляют себе, что такое чековая книжка, поскольку от наличных в кассе сразу перешли к получению заработной платы на пластиковую карту. Правда, многие по-прежнему продолжают использовать карту лишь для снятия денег в банкомате, а не как средство платежа и уж тем более не решаются провести платеж в интернете. Кроме того, большинство зарплатных карт не годятся для платежей в Сети.

Здесь им на выручку приходят интернет-кошельки, которые сочетают в себе сразу несколько плюсов: это почти наличные деньги, которые можно положить на счет анонимно и минуя банк и так же анонимно передать другому лицу, а точнее, обезличенному кошельку. Кроме того, это все же почти настоящее средство платежа, которое позволяет оплатить товары и услуги, не пользуясь пластиковой картой. Минусом электронных денег является необходимость "ввода" их на электронный счет, что зачастую сопровождается достаточно высокими издержками (особенно при покупке предоплаченных карт). По данным образованной в этом октябре ассоциации "Электронные Деньги", примерно каждый 15-й житель страны открыл и использовал электронный кошелек. В ассоциацию входят компании i-Free, WebMoney, Яндекс.Деньги, платежный сервис QIWI, Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР). Председатель совета АЭД Виктор Достов считает, что электронные деньги, в партнерстве с крупными банками, системами денежных переводов, терминальными сетями стали массовым и достаточно существенным элементом российской платежной инфраструктуры.

Лидером по объемам и числу платежей остается сервис Webmoney, который только в этом году пополнился более чем 2 млн пользователей, а в день проходит порядка 120 тыс. рублевых и 50 тыс. валютных транзакций. У Яндекс.Деньги цифры скромнее - пользователи ежедневно совершают более 54 тыс. операций. Конечно, не все участники системы одинаково активны: по данным исследования, более 25% владельцев активных кошельков осуществляют транзакции не менее одного раза в месяц. Однако разработчики ищут новые пути, позволяющие привлечь новых пользователей, - так, в 2009 г. электронные платежи стали доступны участникам социальной сети "Вконтакте".

По результатам исследования, электронными деньгами гораздо активнее расплачиваются за услуги, чем за товары. И это логично - услуга становится доступной сразу после оплаты, а товар еще необходимо доставить. Интересно, что самые крупные платежи в Яндекс.Деньги пришлись на билеты: за авиабилет заплатили 7 тыс., а за железнодорожный - порядка 2 тыс. рублей, правда, чаще всего оплачивают цветы.

Аналитики отмечают рост интереса к оплате услуг ЖКХ и штрафов ГИБДД. По их оценкам, в ближайшие 3-5 лет около трети коммунальных платежей могут уйти в Сеть. Штрафы за превышение скорости, активно рассылаемые ГИБДД, также могут способствовать этому росту - ведь те, кто их получает, очень не любят посещать банк для их оплаты.

Анатолий Воронин


Также в фокусе: