Об универсальных компаниях и долгосрочном сотрудничестве

„ … Возврат налогов из бюджета не является предметом договора об организационном развитии и клиент не получает этой услуги в рамках реализующегося проекта, хотя уже фактически заплатил консультантам за аналитическую часть …”
В фокусеУслуги для бизнесаКонсалтинг → Об универсальных компаниях и долгосрочном сотрудничестве

Уже в силу самого определения консалтинга как деятельности по созданию и удержанию конкурентных преимуществ во все усложняющейся бизнес-среде долгосрочное сотрудничество с универсальной компанией - наиболее эффективная стратегия для клиента.

Вызов вашему конкурентному преимуществу, еще сегодня выглядящему так непоколебимо, может прийти в любой момент с самой неожиданной стороны. С этой точки зрения гораздо более эффективно иметь рабочие контакты с консультантом, способным разрешать разные проблемы с использованием знаний и методологий и управления организациями, и информационных технологий, и финансового менеджмента и др., нежели сотрудничать с "узким" специалистом.

Комплексное обслуживание обходится клиенту дешевле, но не по принципу "Купи два - один бесплатно", а исходя из других соображений. Скажем, реализуя проект по организационному развитию, консалтинговая фирма проводит финансовый анализ, который показывает, что компания переплачивает налоги. Возврат налогов из бюджета не является предметом договора об организационном развитии и клиент не получает этой услуги в рамках реализующегося проекта, хотя уже фактически заплатил консультантам за аналитическую часть. Вот здесь-то и выходят "на свет" преимущества комплексного подхода: консультанты предлагают клиенту вернуть переплаченные налоги, беря в качестве вознаграждения за услуги процент от полученного экономического эффекта.

Выгоды долгосрочного сотрудничества в том, что оно обеспечивает консультанта "лонгитюдом", т.е. динамической картиной развития бизнеса (что чрезвычайно важно для постановки верного "диагноза" и назначения эффективного "лечения"), а также позволяет более точно измерить эффективность работы консультанта. Долгосрочное сотрудничество, также как и комплексное обслуживание, дает эффект "поглощения" стоимости услуг консультантов, когда консультант использует аналитические материалы предыдущих проектов, а клиент, таким образом, не платит дважды за оценку своего бизнеса.

Кроме того, консалтинг требует высокого уровня доверия между заказчиком и исполнителем. Установление доверия - процесс достаточно длительный: так называемый "присэйл" занимает и полгода, и год. За это время клиент может как бы "потрогать" услугу, убедиться, что он получит именно то, что хочет. Между тем эффективным может быть только своевременное решение, и в случае, когда клиент имеет долгосрочные и доверительные отношения с универсальным консультантом, он выигрывает во времени, а следовательно, и в деньгах.

Серьезный урон консалтингу вообще и положительному имиджу долгосрочных отношений между клиентом и консультантом в частности был нанесен аудиторской фирмой Arthur Andersen в связи с ее ролью в деле банкротства компании Ernon. Дело дошло до того, что в США законом Sarbanes-Oxley был введен лимит срока сотрудничества с одной аудиторской компанией в 5 лет, а также другие ограничения по совмещению внешнего аудита с отдельными видами консультационных услуг. В том же духе высказывается и Европейская комиссия, готовящая соответствующие законопроекты. "Большая четверка" консультационных компаний еще до вступления в силу закона Sarbanes-Oxley приняла превентивные меры по отделению аудиторского бизнеса от других консалтинговых услуг. В этом же направлении двигаются некоторые российские универсальные компании. Мы не знаем, приведут ли все эти меры к искоренению самой возможности мошенничества или все же срок сотрудничества и виды деятельности не являются главными причинами возникновения преступного сговора. Ясно одно: желание сыграть в обход установленных формальных и неформальных правил стоило нарушителям жизни, а для других участников - вылилось в ужесточение правил, что в конце концов обернулось дополнительными расходами для клиентов.



Также в фокусе: