Франчайзинг в Казахстане

„ … Считается, что казахский франчайзинг обязан свои появлением заводу Coca-Cola, который был открыт в 1994 году по сублицензии турецкого лицензиара марки …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → Франчайзинг в Казахстане

Считается, что казахский франчайзинг обязан свои появлением заводу Coca-Cola, который был открыт в 1994 году по сублицензии турецкого лицензиара марки. В этом же году появился первый в Казахстане и Центральной Азии 5-звездочный отель «Рахат Палас» (впоследствии стал частью международной сети франчайзингового бренда Hayatt Regency).

С середины 1990-х годов многие фирменные магазины и бутики модной одежды международных производителей открывались в стране по системе франчайзинга (например, магазин Adidas). В 1999-м открылась гостиница «Анкара» (сейчас франчайзи гостиничной сети InterContinental) и появляется первый торговый комплекс «Рамстор», впоследствии построивший сеть гипермаркетов. Вскоре открывается первое в Казахстане фирменное кафе Baskin Robbins.

На сегодняшний день казахский франчайзинг можно смело назвать наиболее «продвинутым» в регионе, хотя в стране превалирует доля иностранных франшиз. Особенно активно по франчайзингу работают крупные российские ритейлеры и сетевые рестораны. По данным Центрально-Азиатского агентства по франчайзингу и лицензированию, по состоянию на конец 2007 года в стране насчитывалось 120 франчайзинговых систем и 1000 точек франчайзи. Однако в последнее время сформировался ряд отечественных компаний, которые разработали франчайзинговые пакеты и активно продвигают их на рынок. По данным Независимой ассоциации предпринимателей продать свои франшизы удалось следующим казахским предприятиям: агентству недвижимости UMEX Realty, ресторану «Медведь», «Бухучет НАП», системе электронных платежей «Таулинк», салону красоты Nails club, EXOTIK TEA, «Сеймар», «АЛМА-TВ» и др.

Особенностью рынка франчайзинга в Казахстане является сублицензионность. Международные франчайзеры не торопятся работать в Казахстане напрямую. Очень мало прямых классических отношений: франчайзер-франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают действовать в Казахстане через своих российских или турецких мастер-франчайзи (субфранчайзеров). Казахстанские компании в свою очередь выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиатов).

В то же время крупные казахские компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему. Местные организации, лоббирующие интересы франчайзинга, среди которых стоит отметить Агентство франчайзинга республики Казахстан и Центрально-Азиатское агентство по франчайзингу и лицензированию постоянно проводят различные масштабные мероприятия, не уступающие по креативности и степени «официальной» поддержки лидерам европейского франчайзинга. Так, только на текущий год в Казахстане запланированы:

  • Конкурс «Время франчайзинга 2009»
  • Конкурс «СМИ о франчайзинге»
  • Выпуск второго номера Альманаха франчайзинга
  • Осенняя Биржа франшиз
  • АвтоАгитПробег «Франчайзинг в 50 городов Казахстана»
  • и многие другие мероприятия для продвижения франшиз и самой идеи франчайзинга в стране.

В стране работает программа кредитования покупки франшиз.

Казахский франчайзинг ставит амбициозные цели. Например, Агентство франчайзинга республики Казахстан планирует к 2015 году обеспечить:

  • 35% франчайзинга в доле казахстанского предпринимательства;
  • 60 успешных казахстанских франчайзинговых систем;
  • вывод 25 казахстанских франчайзинговых брендов на иностранные рынки.


Также в фокусе:
  • Франчайзинг в России
    Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54-я глава Гражданского кодекса, и в этом плане сходство украинского и российского франчайзинга проявляется наиболее сильно
  • Франчайзинг в Узбекистане
    Это касается как популяризации самой идеи франчайзинга, так и активности предпринимателей, желающих купить франшизу для ведения бизнеса
  • Франчайзинг в Украине
    Тем не менее, украинское законодательство о франчайзинге находится на примитивном уровне, что объясняется, видимо, слабой заинтересованностью властей в развитии этой формы ведения бизнеса
  • Франчайзинг в Молдове
    Активно продвижением франчайзинга и консультированием предпринимателей в данной области занимается компания Business Broker Consulting