"Миладенежка" - как казанская франшиза стала федеральной

„ … К примеру, ситуация: в магазине на кассе не хватило денег расплатиться, отправил сообщение, средства начислили и проблема решена, или распродажа где-нибудь, скидки в несколько тысяч рублей, а за кредит ты заплатишь всего пару сотен рублей - выгода очевидна …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → "Миладенежка" - как казанская франшиза стала федеральной

- Валерий, чем занимается ваша компания в целом понятно. Но есть ли какая-то своя специфика?

- Компания занимается микрофинансированием. Это молодой и растущий рынок, который фактически появился только в 2010 году с принятием закона "О микрофинансовых организациях". До этого момента выдать займы населению могли лишь только банки и кредитные кооперативы, теперь же легально и общества с ограниченной ответственностью способны предоставлять подобные услуги. В этом законе есть некоторые ограничение, в частности, по размеру привлекаемого капитала и по размерам выдаваемых займов. У нас сегмент pay day loans – это займы до зарплаты, максимальная сумма у – 16 тысяч рублей. Я всегда люблю проводить параллели с иностранными рынками. На самом деле, систему выдачи подобных кредитов придумали не в России. Рынок очень развит в Европе, к примеру, довольно большой популярностью услуги наших коллег пользуются в Латвии и других странах. Расцвет рынка на Западе пришелся на 2005 - 2007 годы, условия там практически те же, что и у нас. К примеру, если в России заем стоит 1, 5 процента в день, то в США где-то в районе 1, 05 до 1, 2 процента, в зависимости от штата.

- Откуда такие проценты?

- Процент формируется во многом из-за того, что часть плательщиков задерживают платежи, просрочки необходимо компенсировать.

Насколько это конкурентная среда?

- Рынок достаточно прибыльный и растущий, барьеры для входа не очень высокие, в принципе, ничего особенного не нужно, чтобы открыть свою микрофинансовую организацию. Другое дело, что необходимы технологии, информационная система, бренд, пожалуй, самое важное, дабы клиенты видели и узнавали марку. Ситуация очень похожа на сотовый ритейл в 2003 году, когда было множество локальных игроков, была высокая маржинальность у бизнеса. Вскоре начали появляться серьезные сетевые компании с хорошими брендами, например, "Связной". Клиент эмоционально выбирает компанию, которая ему ближе с точки зрения позиционирования. У нас нечто похожее. На рынке множество мелких игроков и есть несколько крупных фирм, которые серьезно вкладываются в брендинг и занимают лидирующие позиции на рынке.

- Кто ваши основные конкуренты на рынке?

- Компании "Быстроденьги", "Деньги сразу", "Срочно деньги", а также множество мелких игроков.

- Эти компании все федеральные игроки?

- Да, но у всех трех конкурентов штаб-квартиры расположены не в Москве. "Быстроденьги" – Ульяновск, "Деньги сразу" – Ростов-на-Дону, "Срочно деньги" – Нижний Новгород. Множество региональных игроков. Концентрации серьезной не было. На казанском рынке мы в тройке, а в республике пока не представлены.

- Каковы базовые условия вхождения в рынок, помимо тех, что вы уже назвали?

- Важно уметь работать с просрочкой, она достаточно велика, особенно в первое время. Необходимо выстраивать риск-менеджмент, правильно принимать решения по отношению к каждому заемщику, а для этого необходима определенная компетенция. С этой точки зрения барьеры очень серьезные.

- Каков объем инвестиций был у "Миладенежки" на начальном этапе?

- В инфраструктуру компании было инвестировано около 15 миллионов рублей, куда входит и брендинг, и запуск всех технологических процессов. Около 40 миллионов вложено в актив, то есть в займы, которые мы выдаем.

- Насколько велик процент невозвратов?

- Мы ежегодно списываем 20 процентов от актива в своей отчетности в разряд "невозвратных займов".

- Как происходит этот процесс?

- Есть собственная коллекторская служба, также мы работаем с федеральными подрядчиками, которые для нас выполняют услуги по взысканию долгов.

- Какова рентабельность этого бизнеса?

- Рентабельность составляет не менее 50 - 60 процентов годовых, если в абсолютных цифрах говорить. С учетом процента невозврата. Потому мы начали активно развивать франчайзинговую сеть. Принимали участие в выставке в Москве, в Тюмени, подготовили обширную программу продвижения франшизы в сети и вообще видим в этом направлении серьезную точку роста для нашего бизнеса. Почему это удобно. Например, инвестору, который готов инвестировать в открытие не более одного-трех офисов, мы предоставляем такую инфраструктуру, которая присуща крупным развитым компаниям. Бренд, информационная система, процесс принятия решений, внутренний контроль, то есть все, что делает крупная компания, то получает и наш партнер, вне зависимости от того, сколько офисов он открывает. Франчайзи находит офис, допустим, в Тюмени, нанимает персонал, заключает с нами договор концессии, мы регистрируем сделку в Роспатенте и он подключается к нашей системе.

- Какова роялти?

- Небольшая сумма. 50 тысяч рублей с офиса в месяц и 450 тысяч рублей за право открыть три офиса, то есть единовременная выплата. Франчайзи экономит на том, что у него нет никакой инфраструктуры, даже взыскание долгов лежит на нас. Оборотный капитал обеспечивает франчайзи, конечно, но, чтобы эффективно начать работать на рынке с нуля, ему необходимо гораздо больше средств, потому это предложение актуальное. Заявки уже есть.

- А почему вы открыли свою компанию, а не начали работу по франшизе?

- У нас амбиций больше.

- Кто занимался брендированием?

- "Генеральная линия" – многократные победители конкурсов в сфере рекламы, в том числе и рекламного дизайна. Это надежная сильная компания с большим послужным списком, самарская фирма. Уверен, что сейчас будет вопрос о том, какова сумма контракта, отвечу сразу – не скажу.

- Каков главный риск в вашем бизнесе?

- Хороший вопрос. Главный риск – если поменяют закон. Такая опасность была на самом деле. Регулирование ставок. Законопроект даже был в Госдуме, суть такова, что регулирующий орган ФСФР сам определяет ставку по конкретному виду займов. Например, они считают, что микрозаймы должны продаваться под 0, 5 процента, и мы не можем превысить ставку больше, чем в два раза. Дума отклонила закон как не рыночный, понятно, что на следующий день после принятия закона фирмы придумают, как консультировать клиентов, чтобы возместить потерю выручки. Рынок сам отрегулирует вопрос цены по мере роста конкуренции.

- Каковы ваши планы развития?

- Помимо классических схем – укрупнение и расширение, мы планируем внедрить и технические новшества. К примеру, заем по SMS и сотрудничество с операторами пластиковых карт и банками. Пока трудно об этом говорить, сейчас в разработке проект ко-брендинговой карты. Смысл в том, что клиент может в течение 10 минут пополнить сумму. Раньше технология была недоступна из-за того, что юридическое лицо банально не могло отправить на счет физического лица средства так быстро. Теперь это возможно. К примеру, ситуация: в магазине на кассе не хватило денег расплатиться, отправил сообщение, средства начислили и проблема решена, или распродажа где-нибудь, скидки в несколько тысяч рублей, а за кредит ты заплатишь всего пару сотен рублей - выгода очевидна. А погасить долг можно в офисе продаж. Офисы открываются по принципу "У дома" с целью обслуживания конкретного района города, поэтому, я думаю, не будет сложности в погашении. Есть географическая привязка, но развитие франчайзинга и новых филиалов наряду с развитием технологий постепенно решают эту задачу.



Также в фокусе:
  • Франчайзинг в женском фитнесе
    Если развитие компании по такому пути вызывает ряд проблем, то они становятся владельцами франшиз и открывают свои клубы под уже известными и раскрученными брендами, идя по пути меньшего сопротивления
  • Недорогая франшиза InfoLife: от идеи к бизнесу
    Он не требует наличия оператора, автоматически принимает денежные средства и выдает сдачу, обладает уникальным алгоритмом авто распознавания отпечатков пальцев, выдает напечатанные результаты тестирования
  • Франчайзинг в Молдове
    Активно продвижением франчайзинга и консультированием предпринимателей в данной области занимается компания Business Broker Consulting
  • Франчайзинг в туризме: история успеха «1001 Тур»
    Франшиза он-лайн: веское слово в пользу Интернета В самом начале пути перспективность продвижения в Интернете не была очевидной, однако ставку Сергей Ватутин сделал именно на него