Франчайзинг в туризме: история успеха «1001 Тур»

„ … Франшиза он-лайн: веское слово в пользу Интернета В самом начале пути перспективность продвижения в Интернете не была очевидной, однако ставку Сергей Ватутин сделал именно на него …”
В фокусеУслуги для бизнесаФранчайзинг → Франчайзинг в туризме: история успеха «1001 Тур»

Открывая в 2002 году первое туристическое агентство, Сергей Ватутин, - основатель и совладелец сети «1001 Тур», и представить себе не мог, что благодаря упорному труду, Интернету и франчайзингу, спустя несколько лет, бренд его компании будет узнаваем во всех уголках России, а он сам будет писать книги и учить предпринимателей, как нужно правильно клонировать успешный бизнес.

«1001 Тур» – начало большого пути…

«В студенческие годы я занимался рекламой в прессе, где большинством моих клиентов были туристические агентства», - так Сергей начинает свой рассказ, вспоминая, что как только заметил снижение эффективности рекламы в печатных изданиях, решил предложить своим клиентам новую услугу – рекламу в Интернете. «После очередной бессонной ночи, я зарегистрировал домен turizm.ru, потратив на него бешенные 150 долларов», - говорит Ватутин.

Благодаря упорной работе из обычного сайта достаточно быстро удалось сделать эффективный и востребованный ресурс, который полюбился как туристам, так и рекламодателям. После успеха Ватутин решил пойти в «чистый» туризм и открыл первый офис «1001 Тур».

«Тогда я еще не знал, в какую большую сеть выльется наш проект, – из полуподвального турагентства, где работало «полтора» менеджера, а я периодически подрабатывал курьером, сеть разрослась, и количество агентств давно перевалило за сотню. Я открыл сначала одно агентство, потом второе, третье… Ну, а дальше все завертелось…».

Франшиза турагентства: качественное развитие

«Во франчайзинг мы пришли спустя несколько лет. Сеть росла из Интернета и, анализируя посещаемость сайта, я заметил, что львиная доля посетителей к нам приходит из Санкт-Петербурга. Я зарегистрировал питерский номер и поставил на него переадресацию в Москву. Звонков было море! Однако когда потенциальные клиенты узнавали, что им за туром надо ехать в столицу, они как бы это сказать, расстраивались. Я чувствовал – рынок есть. Мы сделали рассылку по питерским агентствам, отобрали несколько, и я поехал в культурную столицу. Там я нашел общий язык с одним из претендентов. Мы поняли друг друга с полуслова и, недолго думая, открыли первое франчайзинговое агентство сети «1001 Тур». Это было в 2006 году, и этот партнер, кстати, успешно работает до сих пор: на сегодняшний день в Питере у него восемь агентств под маркой «1001Тур» и эксклюзивное право на территорию».

После того, как «выстрелил» Санкт-Петербург Сергей Ватутин уже не сомневался в эффективности франчайзинга. Туристический рынок весьма специфичен: жесткий дефицит кадров, высокая конкуренция, непредсказуемое поведение потребителей – практически не оставляют шансов на выживание независимым агентствам. Между тем, низкий входной билет на туристический рынок продолжает привлекать новичков.

«Бывает, люди открывают турагентство, съездив пару раз в Турцию. И считают, что знают о туристическом рынке все, - делится Сергей. - Низкий порог входа и кажущаяся легкость стартапа привлекает на рынок предпринимателей, большинство из которых, поработав с годик, либо навсегда уходят из туристического бизнеса, либо переходят под крыло сильной и опытной компании-франчайзора».

Выбор франчайзора – очень ответственный шаг, от правильности которого зависит не просто успешность бизнеса, но и его существование в принципе.

«Продумывая франшизу «1001 Тур», я решил, что лучше мы больше дадим партнерам, чем меньше получим. В отличие от большинства сетей мы даем самое главное - поток клиентов. Я – за качественное развитие, а не за количественное. У нас нет задачи открыть офисы «1001 Тур» на каждой станции метро. Нам важно, чтобы клиентов хватало всем. Поэтому в целом по отрасли у нас достаточно дорогой входной билет, но он быстро отбивается».

В туристическом бизнесе качественная франшиза агентства – гарант успешности работы. Клиенты формируют рынок, а «1001 Тур» клиентами делиться умеет. По отзывам работающих франчайзи, пришедших в сеть «1001 Тур» из статуса независимого агентства, после вступления в сеть поток клиентов значительно увеличивается, что повышает прибыль на 30-60%. Лучшие условия, более высокий процент, возможность продавать продукты всех туроператоров, всесторонняя помощь и поддержка – это лишь то немногое, что предлагает владелец франшизы турагентства.

«Львиная доля франшиз на рынке – туроператорские сети. Надо понимать, что продажи продуктов туроператора – в приоритете, что бы ни говорил франчайзор. Франшиза сети туристических агентств - мультибрендовый канал. У нас весь рынок и максимально широкий выбор туристических продуктов», - подчеркивает Сергей.

Франшиза он-лайн: веское слово в пользу Интернета

В самом начале пути перспективность продвижения в Интернете не была очевидной, однако ставку Сергей Ватутин сделал именно на него. И не прогадал.

«На сегодняшний день Интернет для турагентства – основной канал не только привлечения клиентов, но и поиска новых партнеров, - делится опытом Сергей. – Способы различные - контекстная реклама, социальные сети, поисковое продвижение, каталоги франшиз на специализированных площадках, - пробовать нужно все! Наш конек – поисковые технологии. По большинству туристических запросов «1001 Тур» всегда находится в ТОПе».

Что касается офф-лайн мероприятий, то неплохим каналом по поиску клиентов и партнеров являются профильные туристические выставки. А вот офф-лайн мероприятия по франчайзингу заявленных ожиданий не оправдали.

«Мы не участвуем в отраслевых выставках по франчайзингу типа BuyBrand, поскольку для нас они малоэффективны. Туристические, отраслевые выставки приносят «1001 Тур» гораздо больше партнеров и клиентов. Кроме того, в офф-лайне мы неплохо продвигаемся с помощью собственных обучающих семинаров и книг (Сергей Ватутин – соавтор книг «Клонирование бизнеса: франчайзинг и другие модели быстрого роста», «Прибыльная турфирма: Советы владельцам и управляющим», «Франчайзинг от А до Я», а также - основатель и владелец отраслевого консалтингового проекта TurDelo.RU, - прим. автора)».

Качественные и профессиональные проекты Рунета также представляют для «1001 Тур» определенный интерес.

«В этом году франшиза «1001 Тур» попала в число лучших франшиз России – мы вошли в рейтинг ТОП-100 франшиз 2013 года. Наша команда приложила немало усилий и мы доказали качественное развитие сети – нас отметили, выделили и это безусловно очень приятно. Многие предприниматели, выбирая франшизу, ориентируются на профессиональные рейтинги, и попадание в ТОП-100 приведет нам дополнительных партнеров. Однако останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Я уверен, что к следующему году франшизе «1001 Тур» удастся существенно укрепить свои позиции и рано или поздно мы поборемся и за место в ТОП-3», - уверен Сергей.

Партнерская сеть: все только начинается…

На сегодняшний день «1001 Тур» переживает второе рождение. Не так давно в компанию влились новые акционеры - «Русский Экспресс» и ICS Group, которые теперь также заинтересованы в развитии сети.

Позиции компании на рынке укрепляются. Усиливается и команда - в компании появилось много интересных людей, которые горят общей идеей. Помимо построения качественной франчайзинговой сети, одним из приоритетов компании является усиление позиций в он-лайне – уже создан отдел он-лайн продаж и Ватутин рассчитывает продавать через него не менее 10% туров от общего числа продаж.

Глобальная цель Сергея Ватутина – через пять лет сделать «1001 Тур» крупнейшей федеральной сетью туристических агентств, повсеместно представленной в российских городах. Франчайзинговая сеть «1001 Тур» уже превышает 150 агентств. Ежегодно компания открывает более 30 офисов. При этом, как показывает практика, успешно работать по франшизе можно не только в городе миллионнике, но и в провинции с населением 50-70 тысяч человек.

«У нас нет никаких ограничений по регионам. Не буду скрывать, что крупные города нам интересней. Тем не менее, мы открыты к сотрудничеству и рассматриваем любые предложения. Главное условие - стремление партнера не к механическому количественному росту, а к качественному развитию, - подчеркивает Сергей Ватутин. – И, поскольку мы растем быстрее наших конкурентов, я уверен, что у «1001 Тур» есть все шансы на достижение поставленной цели, какой бы амбициозной она не казалась».



Также в фокусе:
  • Недорогая франшиза InfoLife: от идеи к бизнесу
    Он не требует наличия оператора, автоматически принимает денежные средства и выдает сдачу, обладает уникальным алгоритмом авто распознавания отпечатков пальцев, выдает напечатанные результаты тестирования
  • Франчайзинг одежды: рынок развивается
    Наиболее популярными местами покупки одежды в нашей стране традиционно являются торговые центры, где располагаются крупнейшие розничные сети, работающие в разных ценовых сегментах: премиум, средний и масс-маркет
  • "Миладенежка" - как казанская франшиза стала федеральной
    К примеру, ситуация: в магазине на кассе не хватило денег расплатиться, отправил сообщение, средства начислили и проблема решена, или распродажа где-нибудь, скидки в несколько тысяч рублей, а за кредит ты заплатишь всего пару сотен рублей - выгода очевидна
  • Рынок франшиз в Белоруссии
    Но оценивая условия ведения бизнеса в Беларуси, можно отметить и преимущества: возможности Таможенного союза, недорогая рабочая сила, высокий уровень образования, низкий уровень коррупции