Паи пошли под банки. Управляющие компании привлекают клиентов через чужие сети

„ … В условиях оттока выигрывают управляющие компании, активно использующие агентские сети банков для продажи паев своих фондов, в том числе в сочетании с банковскими депозитами …”
В фокусеПИФыНовости ПИФов → Паи пошли под банки. Управляющие компании привлекают клиентов через чужие сети
Паи пошли под банки. Управляющие компании привлекают клиентов через чужие сети В условиях оттока выигрывают управляющие компании, активно использующие агентские сети банков для продажи паев своих фондов, в том числе в сочетании с банковскими депозитами

Второй месяц подряд российские паевые фонды теряют пайщиков — за сентябрь открытые ПИФы лишились около 270 млн руб. В условиях оттока выигрывают управляющие компании, активно использующие агентские сети банков для продажи паев своих фондов, в том числе в сочетании с банковскими депозитами.

Начало сезона деловой активности не принесло оживления на рынок коллективных инвестиций. Частные инвесторы продолжают выводить средства из паевых фондов (ПИФов). По оценке "Ъ", основанной на данных Investfunds.ru, из открытых фондов в прошлом месяце пайщики вывели около 270 млн руб. Участники рынка отмечают, что ситуация на фондовом рынке за сентябрь не претерпела сильных изменений по сравнению с августом, когда фонды лишились около 390 млн руб. "Традиционно первая половина сентября — это продолжение отпускного сезона, который накладывается на начало учебного года и связанные с ним заботы, так что активность не успевает вырасти",— отмечает руководитель направления "Персональные инвестиции и финансы" управляющей компании "Тройка Диалог" Андрей Звездочкин. По его словам, восстановлению спроса помешали и значительные колебания на валютном рынке (см. "Ъ" от 23 сентября). В таких условиях инвесторы в первую очередь избавлялись от рискованных активов — паев фондов акций, фондов смешанных инвестиций и индексных фондов (отток по каждому типу фондов составил около 130 млн руб.). В выигрыше оказались только фонды облигаций, в которые инвесторы принесли около 220 млн руб.

В августе в пятерку лидеров по привлечению средств в ПИФы вошли "Райффайзен Капитал", "АльянсРОСНО управление активами", "Ингосстрах-инвестиции", "Пионер Инвестмент Менеджмент" и "Тройка Диалог". За исключением "Ингосстрах-инвестиции", результат которой обеспечил фактически единственный платеж в один из фондов на 50 млн руб., общей чертой всех управляющих компаний стала их активная работа с банковскими сетями. "Райффайзен Капитал" работает через Райффайзенбанк, "Тройка Диалог" и "АльянсРОСНО управление активами" — через Ситибанк и Эйч-эс-би-си Банк, "Пионер Инвестмент Менеджмент" — через Юникредитбанк. "Дистрибуционные возможности в развитии этого бизнеса занимают ключевое место,— отмечает Андрей Звездочкин.— От того, как выстроена сеть и насколько квалифицированы финансовые консультанты, напрямую зависит результат". Во всех приведенных случаях банки продают и комбинированные инвестиционные продукты, совмещающие в себе краткосрочный депозит с повышенной процентной ставкой, и паи ПИФа (см. "Ъ" от 11 сентября).

По словам директора по развитию бизнеса "АльянсРОСНО управление активами" Игоря Рябова, создание собственной сети не только довольно дорогое удовольствие, но и очень сложное с операционной точки зрения. По словам Андрея Звездочкина, услуга не столь массовая, чтобы, открыв филиал, сразу получить поток клиентов, открывать отдельный офис ради продаж только паев ПИФов смысла нет, приходится предоставлять дополнительные финансовые услуги — брокерские, доверительного управления, продавать продукты пенсионных фондов и страховых компаний. "Создание собственной сети только под продажи паев дело невыгодное,— соглашается гендиректор управляющей компании "Райффайзен Капитал" Владимир Соловьев.— По опыту 2007 года ни один из таких проектов не увенчался успехом".

В таких условиях управляющие компании отдают предпочтение банковским сетям. "В этом случае вы не платите за аренду, не платите зарплату сотрудникам в независимости от того, успешны они или нет, получаете диверсификацию продаж и одномоментный доступ к разным клиентским базам",— поясняет Игорь Рябов. По словам господина Звездочкина, управляющие платят, как правило, часть от вознаграждения, которая зарабатывается от продажи продуктов, и для консультантов комиссия в зависимости от объемов бизнеса может варьироваться от 20% до 50% от этого вознаграждения.

Виталий Гайдаев


Также в фокусе:
  • Вложился в депозиты — получи акции энергетиков: управляющие стали переименовывать фонды
    По мнению аналитика Национальной лиги управляющих Ивана Капитана, если в названии фонда недвусмысленно указана его принадлежность к одной из существующих категорий ПИФов, тогда как согласно инвестдекларации и активам в портфеле он является фондом другой категории, можно сказать, что налицо обман клиента и попытка подмены одного продукта совершенно другим, принципиально отличающимся по своим свойствам
  • ПИФы в футляре
    А в других ситуациях основные активы фонда не укладывались по своим характеристикам в сравнительно узкие рамки, оставленные регулятором для обычных инвестпродуктов, притом что розничных пайщиков было не много
  • Платите меньше
    На российском рынке коллективных инвестиций в последние годы наблюдается аналогичная зависимость между результатами фондов и комиссиями управляющих, утверждает ведущий аналитик АЗИПИ Евгений Хмельницкий
  • Игра в долг
    Однако падение доходности долговых инструментов вновь заставляет управляющих повышать риски инвестиций, что может привести к неоправданным потерям в условиях все еще нестабильной ситуации в экономике