Льготное налогообложение малого бизнеса: что получается на практике?

„ … Так, например, для субъектов хозяйствования, чей бизнес подпадает под критерий среднего, малого, и микро-бизнеса установлена льгота в виде упрощенной процедуры оформления документов по экспортно-импортным операциям, а также снижение таможенных пошлин …”
В фокусеБизнес и правоНалогообложение бизнеса → Льготное налогообложение малого бизнеса: что получается на практике?

Для поддержки и развития малого бизнеса государство предпринимает немало мер, в частности, льготное налогообложение малого бизнеса. Но, к сожалению, большинство из них либо «разбиваются о бюрократические камни» или так и остаются на бумаге, либо на развитие малого бизнеса практически не влияют.

Так, например, для субъектов хозяйствования, чей бизнес подпадает под критерий среднего, малого, и микро-бизнеса установлена льгота в виде упрощенной процедуры оформления документов по экспортно-импортным операциям, а также снижение таможенных пошлин. Для развития малого бизнеса в целом по стране такая льгота практически бесполезна, так как таких фирм не так уж и много на территории России. И создается впечатление, что такая льгота принята с целью удовлетворения интересов группы людей, ее же принимавших (элита от государственных структур).

Государством предоставляется льгота по налогу на прибыль. Она заключается в освобождении налогоплательщика от уплаты авансовых платежей на трехлетний срок. Трудно себе представить, что начинающий бизнесмен, который находится в процессе поиска своей «ниши» на рынке таких же товаров и услуг и освоения всех тонкостей данного бизнеса и вложивший в свой бизнес стартовый капитал (а подчас это заемные средства), сразу начнет получать огромные прибыли. Возможно, его бизнес начнет окупаться через пять-шесть лет. Поэтому данная льгота работает как «галочка» в льготном налогообложении малого бизнеса.

Льготное налогообложение малого бизнеса по налогу на добавленную стоимость — бомба замедленного действия. Поскольку субъект хозяйствования может не являться плательщиком НДС, если его выручка за последние три месяца не превысила 2 млн. рублей. Но, приобретая товар, а это в основном продукция, купленная в розничной торговле, субъект хозяйствования НДС, уплаченный в составе товара, не может поставить себе на возмещение. То есть, фактически переплачивая за товар на сумму НДС. И еще, если субъект не является плательщиком НДС, то ему будет очень сложно находить покупателей – юридических лиц, так как им нужен налоговый кредит по НДС. Придется работать только в розничной торговле, а это дополнительные разрешительные документы, кассовый аппарат и т.д.

Также в качестве льготы выступает упрощенное оформление лицензий и уменьшение платы за их оформление. На практике получается все наоборот, так как увеличилось количество документов, требующих нотариального заверения.

Но процесс принятия льгот и законов, поправок к ним с целью поддержания и развития малого бизнеса не останавливается.



Также в фокусе: