Рынок франшиз в Белоруссии
„ … Но оценивая условия ведения бизнеса в Беларуси, можно отметить и преимущества: возможности Таможенного союза, недорогая рабочая сила, высокий уровень образования, низкий уровень коррупции …”На сегодня рынок франшиз в Белорусии нельзя назвать динамично развивающимся. Пока он находится в стадии становления. Объяснить это можно тем, что законы, касающиеся франчайзинга, появились в этом государстве лишь в 2005 году. Пока отрасль успешно развивалась в соседних странах, Беларусь по причине законодательных ограничений не была затронута этим процессом.
Теперь все франчайзинговые договоры в республике должны регистрироваться в Национальном центре интеллектуальной собственности. Согласно данным этой организации, за период 2005-2012 гг. в Белоруссии было заключено 130 договоров франчайзинга. Это очень низкий показатель для современного уровня развития, данного бизнес-формата во всем мире.
Однако даже этот печальный факт имеет свои плюсы. Рынок не насыщен брендами, конкуренция отсутствует. Имеются и другие преимущества, которые в совокупности делают республику привлекательной для иностранных франчайзеров.
Франчайзинг столице Беларуси
В столице Беларуси – Минске проживает около 2 млн. человек. Крупными являются и областные центры. Именно в таких городах имеется высокий спрос на известные международные бренды с нестандартными концепциями. Среди них: производственный франчайзинг, специализированные заведения общепита, услуги для определенной категории потребителей. В небольших городах предприниматели предпочитают покупать недорогие франшизы успешных отечественных компаний.
Традиционно Россия и Белорусия схожи своими законодательными актами во многих сферах. Однако вопросы регулирования франчайзинга решаются по-разному. Тем не менее, этот фактор не мешает двум странам сотрудничать в рамках франчайзинга. Иностранцы опасаются зарегулированности бизнеса и высоких налогов. Но оценивая условия ведения бизнеса в Беларуси, можно отметить и преимущества: возможности Таможенного союза, недорогая рабочая сила, высокий уровень образования, низкий уровень коррупции. А к негативным моментам можно отнести скорость принятия решений. В России это происходит гораздо быстрее.Сегодня в Белорусии нет банковского продукта, созданного специально для франчайзи. Однако ряд банков предлагают кредиты на запуск бизнеса, которые могут быть использованы и на покупку франшизы в том числе. Сейчас ведутся переговоры с одним из крупнейших банков республики о разработке специального кредита. Возможно, уже в 2013 году белорусские предприниматели смогут им воспользоваться.
За последние годы появилось много инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие бизнеса. Организуются и становятся популярными различные сообщества и движения, цель которых – помочь старт-апам. Здесь инвесторы выступают не только финансистами, но еще и экспертами. В стране действует сообщество БАВИН – бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. По сути это – организация профессиональных инвесторов.
Популярность франшиз в Белоруссии
При всем этом, франчайзинг не пользуется в Белоруссии популярностью. Многие компании и предприниматели вообще не знают о существовании такого формата сотрудничества. Не удивительно, что для запуска бизнеса здесь редко приобретают франшизы. Однако в прошлом году Ассоциации «Белфранчайзинг» проделала большую работу. В феврале 2013 в Минске прошел Форум, посвященный франчайзингу. Популярность нового для страны формата растет.
В целом условия благоприятствуют развитию рынка франшиз. Правительство содействует развитию малого и среднего бизнеса. Ассоциация входит в государственную программу на 2013/15 гг. по развитию предпринимательства. Сейчас в стране стоят задачи: увеличивать экспорт, привлекать инвесторов, запускать бизнес в регионах. Франчайзинг является универсальным инструментом для решения этих задач. Следовательно, франчайзинг в Белорусии будет развиваться гораздо активнее.
-
Франчайзинг одежды: рынок развивается Наиболее популярными местами покупки одежды в нашей стране традиционно являются торговые центры, где располагаются крупнейшие розничные сети, работающие в разных ценовых сегментах: премиум, средний и масс-маркет
-
Предварительная самооценка и тщательный подбор франчайзи – залог успешной франшизы в будущемПоэтому франчайзеры и франчайзи перед подписанием договора должны убедиться, что для сотрудничества имеются и необходимые средства, и определенные личностные качества, которые необходимы для работы во франчайзинговой системе
-
Франчайзинг в туризме: история успеха «1001 Тур» Франшиза он-лайн: веское слово в пользу Интернета В самом начале пути перспективность продвижения в Интернете не была очевидной, однако ставку Сергей Ватутин сделал именно на него
-
Основные риски первых партнеров - франчайзи? Вступив в такую систему, Вы будете испытывать трудности не только из-за недостатка собственных знаний, но еще из-за отсутствия опыта у правообладателя